Описание работы
Описание работы
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫВведение в курс
Тема 1. Введение в психологию развития и возрастную психологию
Тема 2. Психическое развитие: сущность, движущие силы, факторы и закономерности
Тема 3. Проблемы возраста и возрастной периодизации психического развития
Тема 4. Развитие эмбриона и плода
Тема 5. Психологические особенности детей в младенчестве и раннем детстве
Тема 6. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тема 7. Психологические особенности подросткового возраста
Тема 8. Особенности психического развития в старшем подростковом возрасте и в период юности
Тема 9. Характеристики ранней взрослости
Тема 10. Средняя взрослость
Тема 11. Поздняя взрослость и старость
Заключение
Итоговая аттестация
СПИСОК ВОПРОСОВ:
ТЕСТ 1
Близнецовый метод помогает выявить роль …
• только среды и воспитания в психическом развитии личности
• наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности
• только наследственности в психическом развитии личности
В детской психологии часто речь идет не столько о развитии, сколько о созревании. Выберите верное описание этого понятия.
• Процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) свойств человека и состоящий из последовательно возникающих, генетически запрограммированных изменений не только внешних, физических признаков вида организма, но и его функций.
• Процесс количественных изменений в ходе совершенствования психических функций или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или систем в целом.
• Процесс качественных изменений психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.
Классификация психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину включает …
• стандартизованные самоотчеты, проективные техники, диалогические техники
• проективные техники, диалогические техники, библиографию
• сказкотерапия, анкетирование, стандартизованные самоотчеты
Основной метод при работе с детьми, особенно дошкольного возраста, — это …
Основные формы констатирующего эксперимента – это … (выберите 2 варианта ответа)
• «продольные» и «поперечные» срезы
• сравнительный эксперимент
• обучающий эксперимент
Предметом возрастной психологии являются … (выберите 3 варианта ответа)
• возрастная динамика психики человека
• онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человек
• закономерности развития психических процессов
• особенности межличностных отношений в группе
• особенности поведения личности в профессиональной деятельности
Психология развития – раздел …
• психологии
• общей психологии
• социальной психологии
Раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности – это психология …
Ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек – это … изучения возрастной психологии
Сопоставьте разделы психологии и их методы:
A. Дифференциальная
B. Социальная
С. Общая
D. наблюдение
E. опрос
F. беседа
G. эксперимент
Н. метод близнецов
I. метод кросс-культурного исследования
Установите правильную последовательность этапов развития человека:
1 ребенок
2 подросток
3 юноша
4 взрослый человек
5 пожилой человек
ТЕСТ 2
В отечественной психологии развитии часто используют периодизацию Д. Б. Эльконина. Определите правильную формулировку этой теории.
• Каждому периоду развития ребенка соответствует определенная психологическая структура, в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода.
• Каждому периоду развития ребенка соответствует определенная система новообразований, в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода.
• Каждому периоду развития ребенка соответствует определенная ведущая деятельность, в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода.
• Каждому периоду развития ребенка соответствует определенная критическая ситуация, в русле которой идет развитие и формирование личности ребенка, его познавательных возможностей, характерных именно для этого периода.
Движущие силы психического развития в диалектической и материалистической теории рассматриваются как борьба … (выберите два варианта ответа)
• противоположностей
• старых отмирающих форм с новыми
• старых и новых привычек и обстоятельств
• различных поколений
Детская психология – это часть … психологии
Задатки – это термин, который широко используется в психологии для обозначения …
• критерия историко-эволюционной концепции развития
• одного из принципов взаимосвязи онтогенеза и филогенеза
• врожденных или ранних наклонностей, способностей и склонностей
Культурно-исторический подход к изучению сознания создавался …
• Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым
• Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, С.Л. Рубинштейном
• Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном
Онтогенез – это …
• историческое развитие человека как представителя вида
• развитие человека с возникновения homo sapiens и завершая сегодняшним днем
• индивидуальное развитие человека
• период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы
Периодизация развития ребенка П.П. Блонского основывается на признаке …
• кризисов детского возраста
• появлении и смене зубов
• ступеней системы воспитания и обучения
Сопоставьте периоды развития и соответствующие им кризисы:
A. Появление на свет
B. Младенческий возраст
C. Раннее детство
D. Дошкольное детство
E. Школьный возраст
F. Пубертатный возраст
G. кризис новорожденности
H. кризис 1 года
I. кризис 3 лет
J. кризис 7 лет
K. кризис 13 лет
L. кризис 17 лет
Суть психического развития – это закономерные, направленные и необратимые изменения объекта во времени, выражающиеся в его количественных и … преобразованиях
Установите верную последовательность этапов развития с точки зрения его временных изменений:
1 филогенез
2 антропогенез
3 онтогенез
4 микрогенез
Фамилия ученого, который предполагал, что развитие ребенка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности), — это …
ТЕСТ 3
Асинхронность фаз развития отдельных органов и функций – это … развития
Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которой определяет формирование …
• основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности
• физиологических основ человека на данной ступени развития его личности
• основных речевых умений человека на данной ступени развития его личности
Возрастная психология и психология развития определяют социальный контекст средней взрослости как наличие семьи и друзей. Какие еще факторы положительно влияют на самооценку и психологическое самочувствие в этом возрасте? (выберите два варианта ответа)
• Самообразование, овладение новым хобби.
• Завершение профессиональной деятельности.
• Изоляция от внешнего мира, уход в воспоминания.
• Наличие внуков, рождение правнуков.
Концепция возрастной периодизации раскрывает …
• понятие о «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которое позволяет анализировать содержание задач во взаимодействии людей разного возраста
• соотношение паспортного, биологического и психологического возраста
• процессы роста и развития, которые сопровождаются определенными изменениями в функционировании организма и имеют прочную связь с возрастом
Общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростка в трактовке …
• Д. Б. Эльконина
• Д. И. Фельдштейна
• В. В. Давыдова
Оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду – это … период
Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в периоде … (укажите словосочетание)
Расположите стадии развития интеллекта в соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже:
1 сенсомоторный период
2 период подготовки и организации конкретных операций
3 подпериод дооперациональных представлений
4 подпериод конкретных операций
5 период формальных операций
Сопоставьте возрастные этапы развития ребенка и советующую им ведущую психическую функцию:
A. Младенчество
B. Ранний возраст
C. Дошкольный возраст
D. Младший школьный возраст
E. недифференцированность психических функций
F. восприятие
G. мышление
H. память
Социальная ситуация развития – это …
• неравномерность развития
• соотношение внешних и внутренних условий развития психики
• сензитивность развития
Социальные факторы развития ребенка включают в себя …
• социальную среду, обучение, социализацию
• социальную среду, адаптацию, социальный статус
• социальный статус, воспитание, адаптацию
ТЕСТ 4
Биопсихосоциальный подход позволяет всесторонне рассмотреть проблемы, связанные с …
• рождением ребенка
• зачатием ребенка
• течением беременности
В возрасте 1–1,5 лет у ребенка наблюдается кризис первого года жизни. Определите, какова роль кризиса первого года.
• Он разделяет периоды младенчества и раннего детства, обеспечивает переход от одного этапа развития к другому.
• Он означает противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослых.
• Он свидетельствует о приобретении качественной трансформации этого периода — ориентации ребенком на оценку взрослого.
В возрасте 1 месяца у малыша видно небольшое косоглазие, что …
• при условии наблюдения врача не должно настораживать поскольку мышцы, отвечающие за движения глаз в процессе развития не до конца окрепли
• свидетельствует о заболевании нервной системы
• у ребенка данного возраста не является физиологической нормой
В два месяца ребенок лучше всего различает цвета из длинноволнового спектра, к ним относятся … оттенки
• синие, голубые и фиолетовые
• красные, оранжевые и желтые
• зеленые, бирюзовые, салатовые
Естественный физиологический рефлекторный процесс, начинающийся с момента регулярной родовой деятельности и заканчивающийся рождением ребенка – это …
Оральная стадия развития ребенка — это период …
• 5-12 лет
• 0-1 год
• 1-3 года
• 3-5 лет
Период … длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни
Пренатальное развитие включает …
• развитие эмбриона и плода во время беременности живородящего животного
• рождение здорового, доношенного малыша
• первый месяц жизни ребенка
Развитие, характеризующееся процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей – это … развитие
Сопоставьте основные понятия возрастной психологии и их определения:
A. Рост
B. Созревание
C. Развитие
D. количественный аспект процесса развития
E. качественные изменения в организме, в психике, которые сопровождаются появлением чего-то нового (механизмов, процессов, структур)
F. достижение каким-либо организмом такой стадии, когда он способен выполнять какие-то функции
Установите верную последовательность этапов научного эксперимента в педагогике и психологии:
1 констатирующий
2 формирующий
3 контрольный
ТЕСТ 5
В 4 месяца ребенок должен весить … кг
• 5-5,5
• 6–6,5
• 3-3,5
В младенческом возрасте формируется чувство, которое выражается в том, что малыш ищет близости с любимым человеком, отличает знакомых от незнакомых людей, — это чувство …
• привязанности
• уважения
• уверенности
Из психологии развития известно, что в пренатальную стадию жизни ребенок находится в плодотворном диалоге со своей матерью, ее биологическим и психологическим окружением. Уже с момента зачатия плод является будущим человеческим существом и находится в постоянном общении с матерью по трем путям: гуморальному, поведенческому и психическому. Определите сроки внутриутробного созревания органов сенсорной системы.
• Сенсорные системы созревают незадолго до появления ребёнка на свет: кожная чувствительность обнаруживается уже с 9 недели от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата — с 14 недели, вкусовые сосочки — с 18 недели, органы зрения и слуха — с 26-28 недели.
• Сенсорные системы созревают задолго до появления ребёнка на свет: кожная чувствительность обнаруживается уже с 1-й недели от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата — с 2-й недели, вкусовые сосочки — с 4-й недели, органы зрения и слуха — с 6–8-й недели.
• Сенсорные системы созревают задолго до появления ребёнка на свет: кожная чувствительность обнаруживается уже с 7 недели от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата — с 12 недели, вкусовые сосочки — с 14 недели, органы зрения и слуха — с 16–18 недели.
• Сенсорные системы созревают в разные сроки, до появления ребёнка на свет: кожная чувствительность обнаруживается с 27 недели от момента зачатия, функция вестибулярного аппарата — с 22 недели, вкусовые сосочки — с 1-й недели, органы зрения и слуха — формируются от момента зачатия.
Кризис новорожденности наступает непосредственно в процессе …
Новообразованием периода новорожденности является … (укажите словосочетание)
Период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни – это … период (укажите словосочетание)
Поздний неонатальный период охватывает …
• 21 день
• 28 дней
• 14 дней
Причины кризиса новорожденности делятся на …
• психологические и физиологические
• психологические и социальные
• физиологические и врожденные
Рефлексы новорожденности – это …
• вкусовой, дыхательный, защитный, мыслительный, хватательный
• двигательный, вкусовой, хватательный, кусательный, цеплятельный
• сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный
Сопоставьте виды рефлексов и непосредственно рефлексы новорожденного:
A. Защитные
B. Ориентировочные
C. Прочие
D. поворот головы в сторону света, звука, пищевой рефлекс
E. цеплятельный, сосательный, отталкивающий, рефлекс выгибания
F. зажмуривание, сужение/расширение зрачка, отдергивание
Установите правильную последовательность этапов развития ребенка от более ранней стадии к более поздней:
1 новорожденность
2 младенчество
3 раннее детство
4 первое детство
ТЕСТЫ 6 и 7
В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется …
• ощущение ответственности
• чувство взрослости
• самостоятельность выбора
В период отрочества подросток стремится утвердить свою взрослость, в первую очередь …
• в школе, в классе
• дома, в семье
• на улице, среди друзей
Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется …
• в неадекватных формах
• в социально одобряемых адекватных формах
• очень слабо, либо вообще не проявляется
Возрастная психология уделяет много внимания пониманию причин асоциального поведения – под ним понимают систему действий, не соответствующую установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Какие методики диагностики необходимо применять для выявления причин такого поведения у подростков? (выберите два варианта ответа)
• Тест на зависимость от воровства.
• Тест на игровую зависимость.
• Тест на интернет-зависимость.
• Тест на зависимость от чужого мнения.
Подростковым принято считать период развития детей от … лет
• 11-12 до 15-17
• 12-13 до 16-18
• 10-11 до 14-15
Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а также организация формирования знаний, умений, навыков – это …
Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это … развития
• зона ближайшего
• кризис
• новообразование
• зона актуального
Сопоставьте кризисы и их симптомы:
A. Кризис 17 лет
B. Кризис 3 лет
C. Кризис 13 лет
D. диффузия времени, застой в работе, формирование отрицательной идентичности
E. негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, общественная взрослость, деспотизм
F. сниженная успеваемость, негативизм, «уход из дома», появление атрибутов взрослой жизни и кумиров, синдром субкультур
Социальная ситуация развития человека в … возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни
Установите верную последовательность наступления фаз становления личности подростка в социальной группе:
1 адаптация
2 индивидуализация
3 интеграция личности
Характерной чертой психической жизни в подростковом возрасте является амбивалентность и …
ТЕСТ 8
Девочка четырнадцати лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с родителями, грубит учителям, поздно приходит домой. В то же время, когда она уезжает в молодежный лагерь, то скучает по родителям, говорит о своей вине перед ними, обещает исправиться. Чем определяется такое поведение подростка?
• Чувством взрослости.
• Чувством обиды.
• Протестом.
Л.И. Божович связывает переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с …
• резкой сменой внутренней позиции – устремленностью в будущее
• внешним обстоятельствами
• социальными запросами
На этапе ранней юности для личности старшеклассников неоднородность приобретает значимость их … положения
Опосредованные потребности школьника — это …
• сознательное управление школьником своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив
• этап в развитии мотивационной сферы
• овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив
По данным И.С. Кона и А.В. Мудрика, одна из типичных черт личности старшеклассника – это стремление к …
• уединению
• оригинальности поведения
• консерватизму
Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. … личности
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это …
• учение
• научение
• обучение
• усвоение
Сопоставьте периоды возрастной периодизации и соответствующий им возраст:
A. Младенчество
B. Ранний возраст
C. Дошкольный возраст
D. Младший школьный возраст
E. Подростковый возраст
F. Ранняя юность
G. Поздняя юность
H. 0-1 год
I. 1-3 года
J. 3-7 лет
K. 7-11 лет
L. 11-15 лет
M. 16-17 лет
N. 17-25 лет
Установите верную последовательность стадий созревания подростка, выделенных Л.С. Выготским:
1 органическое
2 половое
3 социальное
Юношеская дружба по своей природе …
• вариативна
• инвариантна
• постоянна
Юношеский возраст – период жизни человека между … возрастом и взрослостью
ТЕСТ 9
Б.Г. Ананьев говорит о том, что после достижения человеком 25-летнего возраста сохранность и стабильность психофизиологических функций в значительной степени определяется особенностями функционирования … психических процессов
В качестве внутреннего фактора интеллектуальности при ранней взрослости выступает уровень …
• одаренности
• готовности
• развития
Динамика и направление развития когнитивной сферы в период ранней взрослости может быть как положительной, так и …
Наибольшим возрастным изменениям внимания человека от 18 до 33 лет подвергается …
• только объем и избирательность внимания
• только переключаемость и избирательность внимания
• объем, переключаемость и избирательность внимания
Одна из главных проблем периода ранней взрослости, по мнению Э. Эриксона, – это проблема …
• продуктивность – застой
• близость – изоляция
• эгоидентичность – спутанность ролей
• эгоинтеграция – спутанность ролей
Одной из причин кризиса молодости является …
• отсутствие видения перспектив своей будущей жизни
• переоценка первоначальных выборов и ценностей
• решение вопросов, посвященных размышлению о смысле жизни
• уход от родителей, начало самостоятельной жизни.
Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом …
• начинаний
• выбора
• зрелости
Установите верную последовательность этапов кризиса взрослого периода жизни:
1 кризис нереализованности: то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить, либо недооценивает свои успехи и достижения
2 кризис опустошенности: все, что человек наметил, достигнуто; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей; доминирующим выступает переживание, что он – «уже выкуренная сигарета»
3 кризис бесперспективности: отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки»
Установите соответствие между зарубежными концепциями психического развития детей и их основоположниками:
A. Концепция рекапитуляции
B. Теория трех ступеней развития
C. Стадии интеллектуального развития
D. С. Холл
E. К. Бюлер
F. Ж. Пиаже
Ученица 11 класса обратилась за консультацией по профориентации. Она активная, общительная, открытая, у нее много знакомых в школе и вне ее. Хорошо ладит с одноклассниками, хотя иногда бывает вспыльчивой, может погорячиться и обидеть или обидеться, но незлопамятна и быстро мирится. Учится неравномерно, «скачками», в зависимости от настроения. Легко увлекается новыми предметами и занятиями, но непостоянна в своих увлечениях. Какой тип темперамента у этой школьницы?
• Сангвиник.
• Холерик.
• Флегматик.
• Меланхолик.
Фамилия ученого, который впервые сформулировал понятие юности как общей для всех людей фазы развития, — это …
ТЕСТ 10
Главная особенность среднего возраста может быть определена как достижение человеком состояния …
Идентичность, которая создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития – это … -идентичность
Нормативные кризисы взрослого человека отличаются от детских кризисов тем, что …
• проходят более интериоризовано, недемонстративно
• проходят в конкретный возрастной период
• проходят более открыто, сопровождаются яркими эмоциональными реакциями
• не зависят от социальной ситуации развития
Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в … человека при оценке своего возраста
• адекватной оценке
• крайнем субъективизме
• отсутствии способности оценивать
Период средней взрослости жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития …
• дистресса
• стресса
• аффекта
По сравнению с вдовами, одинокими, разведенными людьми, люди, состоящие в браке …
• отличаются повышенной тревожностью
• более удовлетворены жизнью
• настроены на кардинальные изменения в своей жизни.
Пожилой педагог по истечении полугода работы с новым классом после изучения его деятельности администрацией школы получил замечание, что плохо и неэффективно работает с семьями учеников, ограничиваясь лишь родительскими собраниями и телефонными звонками родителям наиболее проблемных школьников. Педагог объяснил это тем, что ему психологически трудно указывать взрослым людям, как они должны воспитывать своих детей. Он указал, что ситуация осложняется еще и тем, что дети были правильно воспитаны, а сегодня учитель – не авторитет для них и для родителей. Какое явление в состоянии педагога мы наблюдаем?
• Недоверие.
• Раздражение.
• Профессиональное выгорание.
• Эмоциональную депрессию.
Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает …
Расположите в порядке возрастания этапы последовательности учебной деятельности младшего школьника:
1 мотивы
2 учебные задачи
3 учебные действия
4 действия контроля
5 действия оценки
Сопоставьте возраст и ведущий вид деятельности, к которым он относится:
A. Младенчество
B. Раннее детство
C. Дошкольный возраст
D. Младший школьный возраст
E. Подростковый возраст
F. Юношеский возраст
G. непосредственно эмоциональное общение с матерью
H. предметно-манипулятивная деятельность
I. сюжетно-ролевая игра
J. учебная деятельность
K. интимно-личностное общение со сверстниками
L. учебно-профессиональная деятельность
Сопоставьте личностные новообразования и возраст их появления:
A. Младший школьный возраст
B. Подростковый возраст
C. Юношеский возраст
D. Чувство взрослости
E. Произвольность
F. самоопределение
У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное … характеристик психофизических функций
• улучшение
• снижение
• постоянство
ТЕСТ 11
Аффекты …
• возникают из волевого начала
• возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию
• независимы от потока текущих событий
• способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили
В функционировании психических процессов на этапе поздней взрослости наблюдается усиление …
• согласованности и постоянства
• противоречивости и неравномерности
• гетерохронности и скачкообразности
Кризис пожилого возраста проявляется специфическими изменениями … сферы
Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это …
Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, — это жизненный …
• стиль
• цикл
• путь
Сопоставьте виды возрастов и их определения:
A. Хронологический
B. Биологический
C. Социальный
D. Правовой
E. Психологический
F. количество времени, которое прожил человек с момента рождения до момента отсчета
G. степень созревания организма
H. уровень становления человека как субъекта социальных отношений
I. правоспособность и дееспособность
J. соответствие имеющихся новообразований в психике выполняемой деятельности и значимым социальным окружением
Существуют гендерные различия в проживании данного кризиса поздней взрослости: согласно статистическим данным …
• женщины переносят его более тяжело
• мужчины переносят его более трудно
• как женщины, так и мужчины переносят его одинаково сложно
У пожилых людей эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала …
• ниже
• выше
• не изменяется
Установите верную последовательность социальных ситуаций развития:
1 становление взаимоотношений со сверстниками
2 ребенок учится усваивать нормы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в коллективе
3 ребенок перестает быть центром семьи и включается в другие общественные отношения
4 вступление во взрослую жизнь, необходимо определить свое место в жизни, происходят критические социальные события
Что приносит с собой старость для человека? Старение может стать периодом потерь или утрат (экономических, социальных, индивидуальных), которые приведут к состоянию зависимости, часто воспринимаемому как унизительное и тягостное. Но в позитивном варианте старость — это обобщение опыта, знаний и личностного потенциала, помогающее решить задачу адаптации к новым требованиям жизни и возрастным изменениям. В период старости можно глубоко понять и уяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями. Объясните смысл данной концепции психологии развития и возрастной психологии с точки зрения общей и социальной психологии.
• На психологическом уровне в концепции речь идет об осознании пожилым человеком происходящих в его организме изменений и более или менее успешном приспособлении к ним, для продолжения активности по его возможностям в обществе.
• Концепция раскрывает качественные отличия психики пожилого человека, что позволяет выявить и показать особенности психического развития, происходящего на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы.
• Мы усматриваем в данной концепции важнейшую комплексную проблему геронтологии, для которой первостепенным является познание закономерностей старения, расширение возрастных рамок активной трудоспособности и полноценной жизнедеятельности, разработка способов оптимизации старения.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
2 месяца – 1 год – это границы периода … в отечественной возрастной психологии
Актуальные проблемы возрастной психологии – это …
• проблема соотношения психики и поведения; исследование влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных
• научное обоснование возрастных норм; выявление потенциальных и актуальных возможностей личности в определенном возрасте
• проблема соотношения обучения и развития; проблема одаренности; проблема соотношения обучения и воспитания
Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней взрослости занимался Клаус Ригель, который выделял понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития. Он называл это … мышлением
Аффекты …
• возникают из волевого начала
• возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию
• независимы от потока текущих событий
• способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) соде