Демо работы
Нет файлов
Описание работы
Описание работы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет онлайн обучения
Направление подготовки: Психология
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА ОТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ
Москва 2017
ЗАДАНИЕ
на ВКР обучающегося
1. Тема ВКР: Зависимость эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе.
2. Структура ВКР:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Эмоциональное состояние персонала и его разновидности.
1.2 Содержание понятий «социально-психологический климат» и «профессиональная группа».
1.3 Факторы, влияющие на эмоциональные состояния и социально-психологический климат в коллективе.
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ
2.1 Общая характеристика объекта и процедур исследования.
2.2 Анализ проведенного исследования. Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ
3.1 Экспериментальная программа по профилактике и коррекции эмоционального состояния и социально-психологического климата в коллективе.
3.2 Результаты коррекционной работы Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
3. Основные вопросы, подлежащие разработке
Во введении рекомендуется обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели и задачи работы, описать объект, предмет и информационную базу исследования.
Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме. В пункте 1.1 необходимо раскрыть сущность, состав, особенности эмоционального состояния персонала и его разновидности. Необходимо сравнить мнения и подходы различных авторов к рассматриваемому вопросу. В пункте 1.2 необходимо раскрыть содержание понятий «социально-психологический климат» и
«профессиональная группа». В пункте 1.3 необходимо выделить факторы, влияющие на эмоциональные состояния и социально-психологический климат в коллективе. По окончании теоретического обзора и анализа литературы необходимо сформулировать выводы.
Глава 2 должна носить экспериментальный характер. В ней следует описать эмпирическое исследование эмоционального состояния и социально-психологического климата в коллективе. В пункте 2.1 необходимо дать характеристику объекта и процедур исследования. Необходима постановка цели экспериментальной работы, а также детальное описание выбранных методик для проведения эксперимента и последующая диагностика зависимости эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе. В пункте 2.2 целесообразно провести анализ и описать полученные результаты. По окончании интерпретации результатов необходимо сформулировать выводы.
В Главе 3, в пункте 3.1 необходимо представить экспериментальную программу по профилактике и коррекции эмоционального состояния и социально-психологического климата в коллективе. Для облегчения формулирования предложений, рекомендуется изучить статьи в периодической печати и рассмотреть опыт и рекомендации специалистов- практиков по данному вопросу. В пункте 3.2 следует подать анализ коррекционной работы по профилактике и коррекции эмоционального состояния и социально-психологического климата в коллективе. По окончании работ над проведением запланированных мероприятий следует дать соответствующие рекомендации коллективу по улучшению эмоционального состояния и социально-психологического климата в профессиональной группе.
В заключении необходимо отразить основные положения дипломной работы и сформулировать общие выводы.
В приложение выносятся используемые методики, расчетные таблицы и копии отчетности объекта исследования.
4. Исходные данные по ВКР
Основная литература
1. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1989. - 224 с.
2. Агеева, Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 200с.
3. Александров, А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб. : Питер, 2008.
– 384 с.
4. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога. 3-е изд. испр. и доп.: – / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Эксмо, 2010. – 546 с.
5. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности / Бойко В. В. - М. : Мысль, 1983. - 207 с.
6. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности /В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Парфенов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. – 386 с.
7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической психодиагностике.2-е изд. /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб. : Питер, 2009. – 490 с.
8. Волчкова, В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Дайджест //Психология обучения. - 2009. - N 6. - С. 110-111.
9. Галкина, Е.Ю. Совершенствование управления социально-психологическим климатом в подразделениях пожарной охраны на основе новых информационных технологий [Электронный ресурс] : дис. ... канд. тех. наук / Галкина Е. Ю. – М., [2009]. - 227 с. ил. – Режим доступа : локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций/ Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2005. – 336 с. – (Гриф МО).
11. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие/ Н. С. Глуханюк. – 4-е изд. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. – 208 с. – (Гриф МО).
12. Глуханюк, Н.С. Психодиагностика: учебник / Н.С. Гуханюк, Д.Е. Щипанова. - М.: Академия, 2013. – 240 с.
13. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом // Эффективная психология. – Минск: Букмастер, 2012.– 480 с.
14. Дедов, Д.И. Конфликт интересов - М. : Волтерс Клувер, 2004. - 288 с.
15. Дзялошинский, И.М. Деловые коммуникации. Теория и практика: учебник для бакалавров /И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун. - М. : Юрайт, 2014. – 433 с.
16. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов/ В. Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 320 с. – (Гриф МО).
17. Душенко, К.В. Мастера афоризма. изд.3-е, испр. – М.: Эксмо, 2007. – 896 с.
18. Егорова, Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2008. - № 2. - С. 161-168.
19. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-ое изд. – М.: Джангар,
2012.
20. Зебрева, Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях
сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива // Юридическая психология. – 2007. – N 3. – С. 22-26.
21. Истратова, О.Н. Психодиагностика : коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – 9-изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 375 с.
22. Кафидов, В.В. Управление персоналом : Учебное пособие. - СПб. : Питер, 2011. – 438 с.
23. Климчук, В. А. Тренинг внутренней мотивации / В. А. Климчук. – СПб. : Речь , 2005. – 75 с.
24. Крылов, А. А. Психология : учеб. 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012.
– 752 с.
25. Крюгер, К. Метаморфические ассоциативные карты «Она». – СПб: Речь, 2014.– 32 с.
26. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей. – СПб. : Питер, 2003. – 328 с.
27. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов /[Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. -СПб. : Речь, 2000.
28. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Эксмо, 2009. – 420 с.
29. Ломов, Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал – 1981 №5.
30. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов./А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с. – (Гриф МО).
31. Никандров, В.В. Экспериментальная психология : учеб. пособие/В. В. Никандров. – СПб. : Речь, 2003. – 480 с.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - 26-е изд. перераб. и доп.: – М.: Оникс//Мир и образование, 2010. – 736 с.
33. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. – Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1981. – 192 с.
34. Пашнев, Б. К. Психодиагностика : практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 317 с.
35. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 672 с.
36. Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа. Пер. с англ. Л. В.Топоровой, С. В. Воронина и И.Н.Гвоздева; Под ред. канд. философ. наук С. М.Черкасова. – СПб. : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2005. – 586 с.
37. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. – 255 с.
38. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб. : Речь, 2007 – 380с.
39. Розин, В. М. Психология : наука и практика : учеб. пособие / В. М. Розин. – М. : РГГУ : Омега-Л, 2005. – 544 с.
40. Романова, Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие / Е. С. Романова. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 713 с. – (Гриф МО).
42. Рубенштейн, С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблем личности//Психология личности. Тексты. – М.: Издательство МГУ, 2007. – 456 с.
43. Станкин, М.И. Психологические способы установления контактов между людьми : учебное пособие. – М.; Воронеж : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та: Изд- во НПО «МОДЭК», 2006. – 397 с.
44. Халкола, У. «Спектрокарты». Рекомендации по применению в психотерапии и психологическом консультировании / У. Халкола, А.И. Копытин. - СПб. : Речь, 2014. – 80 с.
45. Щукина, Е.Ф. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на повышение эффективности деятельности учреждения// Социальная работа. – 2007. – N 6. - С. 31-34.
46. Яшкина, Н.В. Совершенствование методов проведения бесед - основа разрешения конфликтных ситуаций // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2009. – N 8. - С. 7-15.
Дополнительная литература
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2005. – 336 с.
2. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. – 4-е изд. стер. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. – 208 с.
3. Глуханюк, Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика: учебник. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
4. Диагностика развития дошкольников : психологические тесты / сост. Т. Г. Макеева. – 2-е изд. стер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 125 с.
5. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов / В. Н. Дружинин.
– 2-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 320 с.
6. Ингенкамп, К. М. Педагогическая диагностика / Ингенкамп К. М. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
7. Истратова, О. Н. Психодиагностика : коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – 9-изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 375 с.
8. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.
9. Математические методы обработки данных
10. Никандров, В. В. Экспериментальная психология : учеб. пособие. / В. В. Никандров.– СПб. : Речь, 2003. – 480 с.
11. Пашнев, Б. К. Психодиагностика : практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 317 с.
12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – 672 с.
13. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.
14. Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с.
15. Ратанова, Т. А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. пособие / Т. А. Ратанова. – 4-е изд. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 168 с.
16. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. – СПпб. : Прайм-Еврознак, 2008. – 255 с.
17. Розин, В. М. Психология : наука и практика : учеб. пособие / В. М. Розин. – М. : РГГУ : Омега-Л, 2005. – 544 с.
18. Романова, Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие / Е. С. Романова. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 713 с.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЕ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 13
1.1 Эмоциональное состояние персонала и его разновидности 13
1.2 Содержание понятий «социально-психологический климат» и
«профессиональная группа» 23
1.3 Факторы, влияющие на эмоциональные состояния и социально- психологический климат в коллективе 30
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГРУППЕ 37
2.1 Общая характеристика объекта и процедур исследования 37
2.2 Анализ проведенного исследования 47
Выводы по главе 2 60
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГРУППЕ 61
3.1 Экспериментальная программа по профилактике и коррекции эмоционального состояния и социально-психологического климата в коллективе 61
3.2 Результаты коррекционной работы 67
Выводы по главе 3 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономические реформы, которые происходят в России в настоящее время, увеличивают требования к уровню психологической включенности личности в совместную трудовую деятельность в профессиональной группе. Атмосфера коллектива в организации в отечественной психологической науке определяется понятием
«социально-психологический климат». В зарубежной психологии для описания аналогичного феномена применяется определение «организационный климат».
Понятие «социально-психологический климат» характеризует межличностные взаимоотношения в коллективе, преобладающие чувства, мнения и взаимные эмоциональные реакции его членов. При этом необходимо иметь в виду, что это не просто совокупность психических состояний составляющих коллектив индивидов. Члены коллектива вольно или невольно оказывают влияние друг на друга. Поэтому чувства, эмоции, мнения людей в профессиональной группе взаимно усиливаются, умножаются.
Социально-психологический климат играет важную роль в формировании психологического комфорта в профессиональной деятельности человека, его эмоционального благополучия. Положительный, благоприятный социально-психологический климат в профессиональной группе не только позитивно влияет на результаты совместной деятельности, способствует стремлению трудиться с желанием и высокой самоотдачей, но и перестраивает человека, проявляет потенциальные и формирует его новые психологические возможности. Нездоровый социально-психологический климат снижает трудовую мотивацию, оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние членов коллектива.
Применительно к теме данного исследования, которая обозначена как
«Зависимость эмоционального состояния персонала от социально- психологического климата в профессиональной группе», необходимо отметить, что эмоциональные состояния, возникая в процессе деятельности, не только развиваются и влияют на ее ход и результат, но и являются важным фактором, а часто и решающим условием организуемой совместной деятельности.
Эмоциональное состояние также служит важной составной частью взаимоотношений в профессиональной группе. Эмоциональный климат группы составляют эмоциональные связи.
Цель исследования: определение зависимости эмоционального состояния персонала от социально-психологического климата в профессиональной группе.
Объект исследования – эмоциональное состояние персонала и социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – особенности социально-психологического климата коллектива и его влияние на эмоциональное состояние персонала.
Гипотеза исследования - социально-психологический климат коллектива оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние членов профессиональной группы.
Цель, объект и предмет исследования предполагают решение следующих задач:
- рассмотреть содержание понятий «социально-психологический климат» и «профессиональная группа» в научной литературе;
- изучить содержание понятия «эмоциональное состояние»;
- определить факторы, влияющие на эмоциональные состояния и социально-психологический климат в коллективе;
- провести эмпирическое исследование по выявлению влияния социально-психологического климата на эмоциональное состояние членов профессиональной группы;
- разработать и апробировать экспериментальную программу по психологической коррекции социально-психологического климата коллектива и эмоциональных состояний сотрудников;
- провести качественный и количественный анализ результатов, полученных до и после коррекционной работы.
- разработать проект рекомендаций по улучшению социально- психологического климата коллектива.
Теоретической основой данного исследования послужили труды: Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, К. Изарда и других исследователей (общие теории эмоций); Б.Г. Ананьева, Н.Д. Левитова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева и других авторов (психические состояния); А.Н. Лутошкина, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, Л.Г. Почебут и В.А. Чикер, В.М. Шепель и других ученых (социально-психологический климат).
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирический: методика САН; определение индекса групповой сплоченности Сишора; методика оценки психологической атмосферы в коллективе (А.Ф. Фидлер, в адаптации Ю.Л. Ханина); Карта-схема оценки психологического климата Л. Н. Лутошкина; методика «Шкала самооценки психических состояний» (Г. Айзенк);
- статистический: количественный и качественный анализ данных, полученных в рамках эксперимента (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении влияния социально-психологического климата на эмоциональное состояние персонала профессиональной группы.
Практическая значимость исследования заключается в использовании разработанных рекомендаций по улучшению социально-психологического климата коллектива, на базе которого проводилось исследование.
Экспериментальной базой исследования послужил педагогический коллектив МКОУ «Сосновоборская средняя школа» Базарносызганского района Ульяновской области. Выборка испытуемых составила 25 сотрудников.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Андриенко. Под ред. В.А. Сластенина. - М.: ИЦ «Академия», 2000. – 264 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
3. Антонова, Н.В. Социально-психологический климат в организациях
/Н.В. Антонова // Современные технологии управления. – 2014. - №1.
4. Ануфриева, Н.М. Социальная психология : Курс лекций / Н.М. Ануфриева, Т.Н. Зелинская, Н.Е. Зелинский. - К.: МАУП, 2003. - 136 с.
5. Бадьина, Н.П. Психологическая диагностика межличностных отношений в детском коллективе / Н.П. Бадьина. - Курган, 2009. – 58 с.
6. Бандурка, А. М. Психология управления / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. - 464 с.
7. Барканова, О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы : психологический практикум / О.В. Барканова. - Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
8. Будаева, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе // Вестник БГУ. - 2015. -
№6. - С.92-95.
9. Бурова, Е.В. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива // Наука и современность. - 2014. - №28. - С.127-132.
10. Бутузова, Ю.В. Психологическая сущность эмоционального состояния личности // ОНВ. - 2011. - №5. - С.173-175.
11. Вилюнас, В. К. Психология эмоций : хрестоматия / В.К. Вилюнас. - СПб. : Питер, 2007. - 496 с.
12. Высоков, И. Е. Математические методы в психологии : учебник и практикум / И.Е. Высоков. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 386 с.
13. Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат // Вестник СМУ. - 2016. - №2. - С.36-39.
14. Галкина Т. П. Малая группа как субъект деятельности социальной организации // Вестник КрасГАУ. - 2006. - №11. - С.315-320.
15. Дьячкова, Е.С. Эмоционально-неблагоприятные состояния в структуре личности педагога // Вестник Тамбовского университета. - 2012. -
№1. - С.233-241.
16. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб. : Речь, 2010. - 319 с.
17. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология : Учебник /М.И. Еникеев. - М. : Норма, 2013. – 640 с.
18. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов /О.Ю. Ермолаев. - М. МПСУ, 2014. - 336 с.
19. Жовтоножко, В.В. Исторический анализ термина «Социально- психологический климат» в отечественной науке // Власть. - 2016. - №3. - С.163-167.
20. Изард, К.Э. Психология эмоций /Перев. с англ. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 464 с.
21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства /Е.П. Ильин. - СПб. : «Питер», 2011. -752 с.
22. Караванова, Л.Ж. Психология : Учебное пособие для бакалавров
/Л.Ж. Караванова. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2017. - 264 с.
23. Касаткина, Н.С. Формирование благоприятного социально- психологического климата в педагогическом коллективе // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №10. - С.84-91.
24. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов /Е.А. Климов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 350 с.
25. Козубовский, В. М. Общая психология : личность: учебное пособие/В.М. Козубовский. – Минск : Амалфея, 2005. - 448 с.
26. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- 318 с.
27. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций /В.Г. Крысько.- М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 368 с.
28. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – 127 с.
29. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека /Н.Д. Левитов. - М. : Просвещение, 1964. - 360 с.
30. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции /А.Н. Леонтьев. - М. : Изд-во МГУ, 1971. – 40 с.
31. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю.М. Забродин. – М. : «Наука», 1984. - 350 с.
32. Луковцева, А. К. Психология и педагогика : Учеб. пособие для студентов вузов /А.К. Луковцева. - М.: КДУ, 2008. - 192 с.
33. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива /А.Н. Лутошкин. – М.: Знание, 1978. – 48 с.
34. Макаров, А.В. Социально-психологический климат: анализ концептуальных подходов // Психологические исследования. - Самара, Изд-во:
«УниверсГрупп», 2007. – 244 с.
35. Мананикова, Б. Н. Психология управления : Учебное пособие /Б.Н. Мананникова. - М. : ИТК «Дашков и К°», 2007. - 320 с.
36. Математические методы обработки данных. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена» [Электронный ресурс].
37. Милорадова, H.Г. Психология и педагогика : Учебник /Н.Г. Милорадова. - М.: Гардарики, 2005. - 335 с.
38. Немов, Р.С. Общая психология : учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования /Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
39. Общая психология : Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.
40. Овсянникова, В.В. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций // Психология. Журнал ВШЭ. - 2014. - №1. - С. 86-101.
41. Осипова, А.А. Общая психокоррекция : учебное пособие /А.А. Осипова. - М. : Сфера, 2002. – 510 с.
42. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории /Б.Д. Парыгин. - СПб. : ИГУП, 1999. - 592 с.
43. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения /Б.Д. Парыгин. - Л. : Наука, 1981. – 192 с.
44. Пиккар, А.П. Регуляция эмоционального состояния с помощью релаксационных упражнений // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №6. - С. 97.
45. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : Учеб. пособие /К.К. Платонов - М. : Высш. шк., 1984. - 174 с.
46. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие /Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб. : Изд-во «Речь», 2002. - 298 с.
47. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Р.Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ-М, 2015. - 672 с.
48. Профессиональные группы: динамика и трансформация / Под ред. В.А. Мансурова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2009. - 419 с.
49. Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия // Сост. И. В. Герасимова. - Владивосток: ДВГМА, 2001. - 104 с.
50. Психология человека от рождения до смерти / под ред. Реана А.А. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.
51. Пырьев, Е.А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - №133. - С. 288-294.
52. Реньш, М.А. Социально-психологический тренинг: Практикум / М.А. Реньш [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО, 2007. - 190 с.
53. Рожина, Л.Н. Психологическая коррекция эмоциональной сферы личности : методическое пособие /Л.Н. Рожина. – Минск : 1995. - 106 с.
54. Ромашов, О.В. Социология труда : учебное пособие /О.В. Ромашов. - М. : Гардарики, 2007. – 320 с.
55. Селье, Г. Стресс без дистресса /Пер. с англ.; общ. ред. Е.М. Крепса. - М. : Прогресс, 1979. - 124 с.
56. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология : Учебник /А.Л. Свенцицкий. - М. : Проспект, 2004. - 336 с.
57. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : Учебное пособие / Е.М. Семенова. - М.: Психотерапия, 2006. - 256 с.
58. Сивцова, А.В. Психология и педагогика : учебное пособие / А.В. Сивцова, Н.С. Колмогорова. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. - 195 с.
59. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг /П.В. Симонов. - М. : Наука, 1981. - 215 с.
60. Социальный портрет мастера производственного обучения: коллективная монография / О. И. Власова [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2015. - 129 с.
61. Социологический словарь /Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М. : Норма, 2008. - 608 с.
62. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 339 с.
63. Цвык, В.А. Социально-профессиональный статус личности и престиж профессии // Вестник ТГУ. - 2009. - №4. - С.44-52.
64. Шепель, В.М. Управленческая психология /В.М. Шепель. - М.: «Экономика», 1986. - 248 с.
65. Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция : тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития /Т.В. Эксакусто, О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 254 с.
66. Яньшин, П.В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания // Вопросы психологии. - 2000. - №3.
- С. 128-138.