Демо работы
Нет файлов
Описание работы
Описание работы
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИNI. ПЛ. ЕРШОВА (ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра теории и методики начального и дошкольноеrо образования
РЕКОМЕНДОВАНО К ЗАЩИТЕ В ГЭК
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
бакалаврская работа
ВОСПИТАНИЕ ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профиль «Начальное; дошкольное образование»
Ишим 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. ПОНЯТИЕ «ЭТИКЕТ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 25
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. УРОК ВЕЖЛИВОСТИ «О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ» 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «КУХНЯ» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЛЕДЕНЕЦ : ПЕТУШОК НА ПАЛОЧКЕ» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. «ШКОЛА ЭТИКЕТА» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ 70
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время современная реальность предъявляет требования к изучению личности ребенка в целостной системе нравственных отношений, поэтому проблема взаимодействия внешней формы поведения личности, эстетики поведения, заложенной в правила этикета, с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности становится все более актуальной. Вопросы гостевого этикета детей с максимальной остротой встают в наше время.
Проблему формирования правил этикетного поведения в контексте тем своих исследований рассматривали А.В. Булатова, Т.И. Бабаева, И.Н. Курочкина, С.В. Крюкова, С.А. Козлова, В.Н. Ягодинский, Е.Н. Бабинова. Однако исследований по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста, правил гостевого этикета недостаточно, что и обуславливает актуальность исследования.
В процессе исследования нами были выявлено противоречие между необходимостью воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий для реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении выявленного противоречия путем поиска педагогических условий, обеспечивающих воспитание гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из этого, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Воспитание гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если реализовать следующие педагогические условия:
? создание развивающего образовательного пространства под общим названием «Кухня»;
? расширение представлений участников образовательного процесса о гостевом этикете и его воспитании у детей старшего дошкольного возраста посредством работы «Школы этикета» для родителей и детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в психолого- педагогической литературе.
2. Выявить особенности воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии и показатели воспитанности гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследований, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов.
Методологическую основу исследования составляют:
? положения о сущности, видах, функциях, содержании этикета как социокультурного феномена (Л.Н. Лихачева, И.В. Максимова, Н.В. Полянская и др.);
? исследования, посвященные вопросам воспитания у детей
культуры поведения, приобщения к этикетным знаниям о сущности, механизмах, условиях этого процесса (О.М. Беляева, С.А. Козлова, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина и др.);
? положения отечественной психологии о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Исследование проходило в три этапа:
Первый этап. Вводно-подготовительный (сентябрь - ноябрь 2021 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составления плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап. Собственно-исследовательский (декабрь 2021 г. - март 2022г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап. Итогово-аналитический (апрель - май 2022г.) - анализ эффективности экспериментальной работы, оформление результатов исследования.
Новизна исследования:
? обоснована возможность и необходимость воспитания гостевого этикета в старшем дошкольном возрасте;
? разработана система знаний о гостевом этикете, которую целесообразно формировать в период дошкольного детства;
? разработана совокупность педагогических условий, способствующих воспитанию гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, которые не рассматривались ранее в единстве и не использовались в связи с предметом данного исследования;
Практическая значимость:
? разработанное автором развивающее образовательное пространство под общим названием «Кухня» может использоваться в процессе воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;
? «Школа этикета» для родителей и детей позволяет расширить представления участников образовательного процесса о гостевом этикете и его воспитании в период дошкольного детства;
? предложенная автором подборка мультфильмов о гостевом этикете может быть использована как на заседаниях «Школы этикета» для родителей и детей, так и в домашних условиях.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах в МА ДОУ «Ивушка», города Заводоуковска; Материалы исследования опубликованы в электронном педагогическом издании «Вестник Просвещения», 2022.
Структура и объем научно-исследовательской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГОСТЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. ПОНЯТИЕ «ЭТИКЕТ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
Рассмотрим понятия «этикет», «этикетное поведение», «гостевой этикет» в психолого-педагогической литературе.
Этикет – это набор правил, которые определяют, какое поведение является нормой при проявлении человеком себя в социальных ситуациях и обществе [Безгина].
Современный этикет наследует обычаи и традиции прошлого, тем не менее развивается по мере изменения общества. Единственное, что является неизменным – всеобщность правил этикета, так как соблюдается разнонаправленными представителями современного общества.
Этикет – это правила хорошего тона в любом обществе [Амелин, с. 10]. Он регулирует каждый аспект внешнего социального взаимодействия: от того, как поприветствовать кого-то и что вы необходимо надеть, до того, как вы должны говорить и вести себя с другими людьми [Матюшкина, с. 5].
Детальным изучением понятия «этикет» занимались такие ученые, как Г.С. Асатрян и Н.Х. Геворгян. В своих работах они определили этикет, как внешнее проявление, присущее всему комплексу культурного достояния, который накопил в себе всевозможные взгляды и опыт народов, а также различные эпохи религиозно-этических представлений [Ерофеева, c. 32].
М.А. Дедюлина описывала этикет как своего рода философию, которая состоит из коммуникативных систем, особых форм поведения и систем знаков, где этикет не просто правильный способ поведения в обществе, но и этическая система жизни.
По мнению Л.А. Лихачевой, каждая единица общения между участниками взаимодействия имеет коммуникативный статус и роль в зависимости от пола, возраста и контекста ситуации [Лихачева, с. 82].
Данное понятие не отражает в полной мере различия между бытовыми, этикетными и ритуальными ситуациями, ведь «поведение в общественных местах», «обхождение с окружающими» могут иметь как чисто бытовой характер, так и ритуальный, отражающий мифологический сценарий, а не только этикетный [Лихачева].
Наиболее полным считаем определение Т.В. Цивьян. Автор определила этикет, как правила осознанного поведения человека в обществе, которые отражают основные социальные и биологические ценности культуры, нормы, обычаи и манеры [Цивьян].
Е.Н. Юдина рассматривает понятие «этикет» с точки зрения установленных в коллективе норм общения и наборов стандартов, которые позволяют каждому чувствовать себя комфортно и уверенно [Юдина].
Т.В. Цивьян определила цель, структуру и функцию этикета. По мнению автора, цель этикета состоит в установлении надлежащего отношения между людьми в их повседневной жизни и обеспечении основ для взаимодействия между ними. Этикет имеет структуру, состоит из критериев, требует соблюдение приёмов, описывает отношения и связи для данного общества. Основной функцией этикета является определение относительного положения каждого участника взаимодействия с учетом существенных различий в поле, возрасте и общественном положении, удовлетворяющим все стороны коммуникации [Цивьян].
Как указывалось выше, правила поведения могут изменяться, и происходит это при условии множества факторов. Одним из них является улучшение качества жизни людей, рост образованности и культуры человечества. В связи с этим одни общепринятые нормы могут становиться недопустимыми, а неприличные – общепринятыми.
С понятием «этикет» тесно связано понятие «этикетное поведение». Этикетное поведение – умение правильно вести себя в обществе,
которое позволяет избежать неприятных ситуаций при общении, помогает
установить приятные, уважительные и устойчивые контакты на официальных встречах и дома [Безгина].
Этикетное поведение – это истинная вежливость, которая основана на принципах уважения к окружающим. Хорошие манеры – это дух вежливости и уважения к другим, подсказывающий как по отношению к окружающим поступать можно, а как нет. Если человек осознает и придерживается принципам уважения, тогда ему значительно сложнее нарушить общественный порядок [Лихачева].
В рамках изучение понятие «этикет» в психолого-педагогической литературе, считаем необходимым подробнее рассмотреть еще одно понятие. А именно: «гостевой этикет».
Гостевой этикет – это свод правил, который говорит нам, как вести себя в гостях и как принимать гостей в своем доме [Басманова].
Как правило, гостевой этикет недооценивают и ошибочно считают обычной этикетной ситуацией. Но традиционная культура всевозможных народов отмечает важность умения принимать у себя гостей для развития социальной и экономической жизни. В традиционном обществе гостеприимство расценивает приём гостей как сложный и важный ритуал, где человек, который открывает свой дом для другого человека, не только предоставляет приют, но и берет на себя ответственность за безопасность и благополучие [Курочкина].
Идея о том, что каждый гость достоин уважения и доброты, даже если у него нет статуса или богатства, была присуща всем культурам народов мира: у римлян и французов, у китайцев и арабов, казахов и др.. Гостеприимство от народа к народу помогало сближаться с малознакомыми людьми, соседями и даже близкими родственниками [Доренко].
Таким образом, этикет в современном обществе помогает определять нормы поведения, коммуникации и взаимосвязи людей во всевозможных условиях: дома, на улице в общественные местах, в кафе, в гостях, на работе и публичных мероприятиях [Ерофеева].
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что этикет – это неизменная часть культуры людей, общепринятых представлений морали, которые проходили путь своего становления на протяжении долгого времени.
В работе под понятием «гостевой этикет» мы будем понимать правила поведения в гостях и приема гостей [Курочкина].
Особенности воспитания гостевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будут рассмотрены в следующем параграфе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005. 16 с.
2. Амелин Ю. Н., Амелина М. Ю. Этикет в вопросах и ответах. Ростов на Дону: Феникс, 2001. 320 с.
3. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Новосибирск: Наука, 2000. 165 с.
4. Бархатова Е. В. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. 1989. №11. С. 128.
5. Басманова Э. Гостевой этикет, или домашний прием на высшем уровне. Москва: Олимп, 2006. 256 с.
6. Безгина О. Ю. Этикет старших дошкольников. Москва: Мозаика- Синтез, 2005. 64 с.
7. Хрестоматия по истории отечественной педагогики ХIХ–начала ХХ века // Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, А. В. Овчинников [и др.]. Москва
: Издательский Центр ИЭТ, 2012. 564 с.
8. Белокурова Г. В. Значение правил этикета в процессе овладения ролью // Диалог культур в современном образовательном пространстве: материалы научно-практической конференции. Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2007. 13 с.
9. Бушелева Б. В. Этика и этикет общения. Петропавловск- Камчатский: Дальневосточное книжное издательство, 1993. 168 с.
10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте, 2008. 216 с.
11. Добродомов И. Г. Этика и этикет // Русская речь. 2000. № 4. С. 129.
12. Доренко Е. П. Азбука этикета. Санкт-Петербург : Сантакс-пресс, 1996. 28 с.
13. Ерофеева Т. А. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами // Дошкольное воспитание. №10. 2000.
14. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках : книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Москва : Новая школа, 2000. 33 с.
15. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
16. Козлова С. А., Куликова С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов. 2-е изд. 2000. 58 с.
17. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва : Академия, 2000. 232 с.
18. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. Москва: Владос, 2006. 224 с.
19. Курочкина И. Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: методическое пособие для педагогов. Москва : Просвещение, 2007. 127 с.
20. Курочкина И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно: учебное пособие. Москва : Академия, 2001. 124 с.
21. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. Москва : Академия, 2001. 256 с.
22. Лихачева Л. А. Уроки этикета. Москва: Педагогика, 1996. 118 с.
23. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие, 2005. 76 с.
24. Матюшкин А. М. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие. Москва : КДУ, 2009. 190 с.
25. Муратова А. А. Организация предметно-пространственной среды как условие развития деятельности дошкольника // Детский сад : теория и практика, 2015. №1. С. 42-45.
26. Насонкина С. А. Уроки этикета. Санкт-Петербург : Детство- пресс, 2003. 40 с.
27. Нечаева В. Г, Маркова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду, 3-е изд., Москва: Просвещение, 1984. 272 с.
28. Павлова Н. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. 1991. №4. С.5.
29. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. Москва : Просвещение, 1986. 96 с.
30. Петров Ф. И., Каиров И. А. Педагогическая энциклопедия // авт.- сост. Ф. И. Петров, И. А. Каиров. Москва : Просвещение, 1963. 531 с.
31. Рычашкова Н. Г. Упражнения по закреплению культуры поведения // Дошкольное воспитание, 2011. №3. С.12.
32. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусств: учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. Москва : Совершенство, 1998. 368 с.
33. Ткаченко Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей. Москва : Книголюб, 2005. 56 с.
34. Урунбасарова Э. А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. Алматы : Казгосиздат, 1999. 49 с.
35. Усачев А. Этикет для детей различных лет: стихи, 2014. 127 с.
36. Цивьян Т. В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам, 1999. Т. 2. С. 144.
37. Шипицина Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Санкт- Петербург : Детство-Пресс, 2005. 380 с.
38. Юдина Е. Н. Уроки вежливости для дошкольников. Москва : Линка-Пресс, 2003. 200 с.
39. Якобсон С. Г. Проблемы этического развития ребенка. Смоленск
: Русич, 1993. 48 с.
40. Емелина Ю. Н. Сопровождение образовательного процесса в детском саду.