Демо работы
Нет файлов
Описание работы
Описание работы
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П. ЕРШОВА (ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
бакалаврская работа
МУЛЬТФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
44.03.01 Педагогическое образование Профиль «Дошкольное образование»
Ишим 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОЛСТИ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬФИЛЬМА
1.1. ПОНЯТИЕ «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 8
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМА 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1… 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМА
2.1. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМА 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2… 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
РАБОТЫ С МУЛЬТФИЛЬМОМ 72
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного темпа жизни, ускоряющегося общественного, технического, научного прогресса отмечается рост исследовательского интереса к феномену вовлеченности. Понятие «вовлеченность» пришло в педагогику не сразу. Последнее десятилетие оно часто применяется в прикладной области управления и менеджмента. Отметим, что имеющиеся исследования данного понятия в большинстве своем носят прикладной характер и направлены на решение практических вопросов повышения вовлеченности сотрудников той или иной организации. Активно используется термин в научных сообществах среди экономистов, социологов. В последнее время все больше о вовлеченности говорят среди педагогов и психологов. Все это и объясняет тот факт, что исследования отличаются разнонаправленностью. Однако можно смело утверждать, что понятие «вовлеченность» прочно вошло в структуру общественного сознания и в систему научного знания, хотя еще не эксплицировано в доступных нам исследованиях в полном объеме.
Изучение понятия вовлеченности детей дошкольного возраста началось сравнительно недавно. Этим занимались ученые: А. Астин, П. Блюменфилд, Е. Клингер, Дж. Фредрикс, А. Чикеринг и др. Их исследования были посвящены определению феномена вовлеченности и его структуры, обозначению принципов измерения. Интерес к вовлеченности в отечественной науке только начинает расти, среди исследователей данного понятия можно выделить следующих авторов: Р.А. Долженко, М.Л. Залесский, Н.В. Киселева, Н.Г. Малошонок, С.И. Поздеева и др.
Управление вовлеченностью детей позволяет обеспечить достижение конечных образовательных целей. Понимая природу вовлеч?нности можно более осознанно управлять образовательным процессом в ДОУ. Наиболее эффективным средством в этом отношении выступает мультфильм, обладающий значительным потенциалом познавательного, художественно- эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей любого
возраста, а также образовательно-воспитательными возможностями. Учитывая все это, необходимо умело использовать данное средство в процессе вовлечения детей в разные виды деятельности.
Однако, несмотря на определенную разработанность исследуемого вопроса, в теории и практике дошкольного образования существуют противоречия между: наличием монодисциплинарных исследований отдельных аспектов вовлечения детей дошкольного возраста в деятельность и потребностями современного дошкольного образования в создании целостной системы; пониманием значительных возможностей мультипликации в плане вовлечения детей дошкольного возраста в деятельность и недостаточным обоснованием педагогических условий организации данного процесса в теории и практике.
На основании выявленных противоречий мы определяем проблему исследования как поиск педагогических условий вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности посредством мультфильма.
Значимость указанных противоречий, возникающих в образовательной практике, ориентация на указанную проблему позволила сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Мультфильм как средство вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности посредством мультфильма.
Объект исследования - процесс вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности посредством мультфильма.
На основе указанных целей и современного состояния предмета исследования сформулирована гипотеза, согласно которой вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация рабочего пространства в рамках созданной в группе мультстудии;
- комплексная организация разнообразных видов детской деятельности в ходе работы с мультфильмами, согласно ФГОС ДО;
- следование этапам при создании мультфильма;
- использование различных техник для создания мультфильмов.
Целями, предметом и гипотезой исследования определяются его задачи:
1. Изучить состояние проблемы вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды деятельности в психолого-педагогической литературе, уточнить сущность понятия «вовлеченность».
2. Выявить особенности вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности.
3. Определить и обосновать педагогические условия вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды деятельности посредством мультфильма, проверить на практике их эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный и субъектно-деятельностный подходы, а также социологические, психологические, андрагогические теории, раскрывающие сущность концептуальных подходов к проблеме вовлеченности (А. Астин, Р. Пэйс, В. Тинто, Дж. Коулман, Н.Г. Малышонок, Р.А. Долженко).
В исследовании использовались следующие научно-педагогические методы:
- теоретические (анализ, синтез, классификация и обобщение научных данных, моделирование);
- эмпирические методы (наблюдение, изучение педагогической документации, педагогический эксперимент);
- методы количественной обработки полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ д/с № 14 г. Ишима Тюменской области в период с октября по апрель 2021-2022 уч.г. В опытно-экспериментальной
работе приняли участие 40 дошкольников. Возраст дошкольников в обеих группах 5-6 лет.
Исследование предполагало следующие этапы:
Поисково-ориентировочный этап (сентябрь-декабрь 2021 г.) связан с уточнением методологического аппарата исследования, изучением научно- методической литературы по проблеме исследования. На данном этапе анализировался зарубежный и российский опыт вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности посредством мультфильма, изучался передовой педагогический опыт, проводилось накопление эмпирического материала, проводился поиск научных подходов к решению проблемы исследования. Проводилось эмпирическое исследование, направленное на выявление педагогических условий, способствующих эффективному решению заявленной проблемы.
Аналитико-диагностический этап (январь-февраль 2022 г.) связан с выявлением критериев и уровней вовлеченности детей дошкольного возраста в разные виды деятельности, апробировались педагогические условия вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности.
Экспериментально-аналитический этап (март-июнь 2022 г.) связан с организацией экспериментальной работы по определению эффективности педагогических условий, способствующих эффективному решению заявленной проблемы; приводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизировались полученные данные; оформлялась выпускная квалификационная работа.
Заключительно-оформительский этап (май-июнь 2020 г.) связан с проведением анализа и обобщением результатов исследования, уточнением теоретических и экспериментальных выводов, систематизацией полученных данных.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие
«вовлеченность», уточнены особенности вовлечения детей дошкольного возраста в деятельность, выявлены и обоснованы педагогические условия
вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности посредством мультфильма.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогических условий вовлечения детей дошкольного возраста в разные виды деятельности посредством мультфильма. Результаты исследования могут применяться в практике образовательной работы посредством мультфильма с детьми дошкольного возраста педагогами, а также родителями.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практической конференции «Студенты вузов – школе и производству» (г. Ишим, 2022).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, включающей 39 источников, и 2 приложения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии // Искусство в школе. 2009. № 6. С. 13-16.
2. Артемьева Т.В. Методы изучения нарушений психического развития детей дошкольного возраста. Казань: Отечество, 2013. 142 с.
3. Галкин В.П. Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы - толкователь слов и идиоматических выражений / Контекстное учебное пособие к циклу «Экологические проблемы человечества». Экология, социология, философия, право. Ч. 2. Чебоксары, 1997.
4. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. Работа по лексическим темам с детьми 5-7 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2017. 176 с.
5. Данилова Е.В. Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности дошкольной гетерогенной образовательной органзации через создание мультипликационной студии // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
6. Долженко Р.А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 9 (119). С. 157–162.
7. Ефремова Т.В. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Москва: Дрофа, Русский язык, 2000.
8. Залесский М.Л., Григорян М.Э. Учет индивидуальных особенностей ученика как условие вовлечения его в учебную деятельность // Школьные технологии. 2017. №6.
9. Киселева Н.В. Социально-психологические характеристики вовлеченности в непрерывное образование: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2019. 232 с.
10. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов на Дону: Феникс, 1998. 512 с.
11. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 90 с.
12. Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность» как социальное явление: теория и методология исследования: дис. канд. социол. наук.
Москва, 2014. 278 с.
13. Милборн А.Я рисую мультфильм. Москва: РОСМЭН, 2006. 64с.
14. Мунье Э. Манифест персонализма / пер. с фр. И.С. Вдовиной и В.М. Володина. Москва: Республика, 1999. 558 с.
15. Назарова Д.В. Мультфильмы как культурологический феномен современности // Ярославский педагогический вестник. 2019. №2. ДОС, 2007.
560 с.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80
000 слов и фразеологических выражений. Москва: Азбуковник. 1999. 944 с.
18. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–20.
19. Педагогический энциклопедический словарь. 2012.
20. Поздеева С.И. Активность ученика или его вовлеченность: чему отдать предпочтение? // Педагогическое образование в России. 2021. №4.
21. Прозументова Г.Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа Совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе. Томск: дельтаплан, 2002. С. 4-16.
22. Рыбакова Е.А. Педагогические условия привлечения детей дошкольного возраста к творческой деятельности // Наука и школа. 2013. №2.
23. Савлучинская Н.В., Щечилина А.В. Освоение мультипликации младшими школьниками в системе дополнительного образования как средство развития воображения // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №4 (17).
24. Системность.
25. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка.
26. ФГОС дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Консультант Плюс
27. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. Москва: Советская энциклопедия, 1983. 840с.
28. Хижуховская Т.В., Лешкунова Е.Ю. Детская мультипликация в образовательном процессе ДОУ // Уникальные исследования XXI века. 2017.
№7 (31).
29. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1020-1022.
30. Проект создания мультфильма на экологическую тему «Колобок».
31. Ainley M. Connecting with learning: Motivation, affect and cognition in interest processes // Educational Psychology Review. 2006. Vol. 18. No 4. P. 391- 405.
32. Astin A.W. Student involvement: a developmental theory for higher education // Journal of College Student Personnel. 1984. Vol. 25. No 4. Р. 297–308.
33. Chickering A.W., Gamson Z.F. Seven principles for good practice in undergraduate education // AAHE Bulletin. 1987. Vol. 39. No 7. P. 3–7.
34. Fredricks J.A., Blumenfeld P.C. & Paris A.H. School engagement: potential of the concept, state of the evidence // Review of Educational Research. 2004. Vol. 74. N 1. P. 59–109.
35. Klinger E. Consequences of commitment to and disengagement from incentives // Psychological Review. 1975. № 82. P. 223–231.
36. Olson K.R. Engagement and self-control: Superordinate dimensions of Big Five traits // Personality and Individual Differences. 2005. Vol. 38. No 7. P. 1689-1700.
37. Schaufeli W.B., Bakker A.B. Utrecht work engagement scale: Preliminary manual / Utrecht: Occupational Health Psychology Unit, Utrecht University,2003.
39. Thayer R.E. Toward a psychological theory of multidimensional activation (arousal) // Motivation and Emotion. 1978. Vol. 2. No 1. P. 1–34.
40. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis // Educational Review. 2014. Vol. 66. № 3. P. 377-397.