Демо работы
Нет файлов
Описание работы
Описание работы
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П. ЕРШОВА (ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания
РЕКОМЕНДОВАНО К ЗАЩИТЕ В ГЭК
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
бакалаврская работа
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профиль «Русский язык; иностранный язык (английский язык)»
Ишим 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С УСТРАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» И ЕЕ
СОДЕРЖАНИЕ 8
1.2. УСТРАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 13
1.3. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ УСТАРЕВШЕЙ
ЛЕКСИКИ 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ 25
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА 25
2.2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ 33
2.3. ПОВТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА 40
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6. 50
ВВЕДЕНИЕ
Значение слова является одной из самых сложных и в то же время наиболее важных не только лингвистических, но и логических, психологических и философских категорий, поскольку оно напрямую связано с важным вопросом взаимоотношений языка и мышления, понятия и слова, и это отражает разнообразие человеческого внутреннего мира и окружающей действительности. Значительный опыт был приобретен при изучении лексического значения в развитии современной лингвистики во многих направлениях. Лексические единицы несут различные типы экстралингвистической и лингвистической информации, которая лежит в основе распределения различных типов значения.
В течение длительного времени методистами ведутся активные поиски различных путей и методов формирования культуроведческой компетенции школьников. Следовательно, можно заметить, что не достаточно осмысленыи ресурсы устаревшей лексики в рамках формирования культуроведческой компетенции. Устаревшая лексика является ярким примером кумулятивной функции языка, и работа с таким лексическим полем помогает организации культуроориентированного преподавания русского языка.
Важной частью языкового образования является пояснение устаревшей лексики, так как значение многих ушедших в пассивный словарный запас слов не понятно ученикам в наше время. Незнание архаичной лексики ведёт к незнанию или к незначительному пониманию художественных текстов, изучаемых в школе.
Историзмы и архаизмы относят к пассивному запасу языка, поэтому они должны рассматриваться как культурно-маркированные единицы языка, которые позволяют обратиться к культурным и историческим фактам в процессе приобретения знаний и выработки умений по русскому языку в школе. С целью решения этих проблем и предпринимается нами данное теоретико-методическое исследование.
Направление данной работы заключается в том, чтобы разработать методический комплекс упражнений, направленный на формирование культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка. Культуроведческая компетенция заключается в обращении к воспитательному и культуроформирующему потенциалу культурно-маркированных языковых единиц. Научное исследование, связанное с решением вопросов и проблем формирования культуроведческой компетенции современных школьников, соответствует установкам новых стандартов и тенденциям развития современного гуманитарного образования.
Актуальность работы заключается в необходимости приобщения учащихся к богатству русского литературного языка и передачи им знаний об устаревшей лексике, с учетом требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к процессу формирования культуроведческой компетенции.
Противоречие между практикой языкового образования в средней школе, которая опирается преимущественно на формирование языковой и лингвистической компетенции, и недостаточным вниманием к процессу формирования культуроведческих знаний у учащихся среднего звена, которые обеспечивают сформированность культуроведческой компетенции.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и определении педагогических возможностей формирования основ культуроведческой компетенции у учащихся среднего звена.
Цель работы – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений необходимых для устойчивого формирования культуроведческой компетенции.
Объект исследования – процесс формирования культуроведческой компетенции учащихся среднего звена.
В качестве предмета исследованиямырассматриваем комплекс упражнений, направленный на формирование у школьников среднего звена культуроведческой компетенции.
Гипотеза исследования – процесс формирования культуроведческой компетенции учащихся среднего звена будет протекать более успешно, если системно включать упражнения с устаревшей лексикой на разные этапы уроков русского языка.
Цель и выдвинутая гипотеза исследования позволили определить следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и раскрыть основное содержание понятия
«культуроведческая компетенция»;
2. Выделить основные компоненты формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка;
3. Разработать комплекс упражнений содержащих работу над устаревшей лексикой;
4. Экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений, направленных на формирование культуроведческой компетенции учащихся.
Эмпирические методы исследования – моделирование, педагогический эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование.
Теоретические методы исследования – анализ научной и учебно- методической литературы, систематизация и обобщение результатов исследования.
Для успешной подготовки и защиты выпускной квалификационной работы использовались средства и методы физической культуры и спорта с целью поддержания должного уровня физической подготовленности, обеспечивающую высокую умственную и физическую работоспособность. В режим рабочего дня включались различные формы организации занятий физической культурой (физкультпаузы, физкультминутки, занятия избранным видом спорта) с целью профилактики утомления, появления хронических заболеваний и нормализации деятельности различных систем организма. В рамках подготовки к защите выпускной квалификационной работы автором созданы и поддерживались безопасные условия жизнедеятельности, учитывающие возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь-декабрь 2021 г.) – поисково-аналитический на основе изучения психолого-педагогической литературы были осмыслены, определены и сформулированы основные цели и задачи исследования, была сформулирована гипотеза исследования. Подбиралась, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая, научно-методическая и учебная литература по теме исследования, определялась методологическая и теоретическая база исследования.
Второй этап (январь-апрель 2022 г.) – экспериментальный. На данном этапе исследования подбирались диагностические методики; был разработан план, определена база исследования, проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, в ходе которой нашли подтверждение теоретические положения о формировании культуроведческой компетенции в процессе работы с устаревшей лексикой.
Третий этап (май-июнь 2022 г.) – заключительный. На данном этапе исследования уточнялись основные методологические и теоретические положения, обобщались и теоретически обосновывались данные экспериментальной работы, систематизировались и обобщались результаты исследования, обрабатывались и оформлялись результаты исследований, формулировались выводы; оформлялась выпускная квалификационная работа.
База исследования: педагогический эксперимент проводился нами на базе МАОУ СОШ №8 г. Ишима Тюменской области с апреля по июнь 2022 г. В проводимой нами экспериментальной работе приняли участие 30 школьников 6«а» класса. Возраст испытуемых 12-13 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что
– Разработаны задания для диагностических методик с целью выявления уровня сформированности культуроведческой компетенции учащихся 6 класса;
– Разработан комплекс упражнений, способствующий формированию культуроведческой компетенции.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о процессе формирования культуроведческой компетенции учащихся в процессе работы с устаревшей лексикой.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс упражнений направленный на формирование культуроведческой компетенции учащихся 6 класса, диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности культуроведческой компетенции. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания русского языка в образовательных учреждениях.
Теоретико-методологической основой исследования являются известные труды классиков отечественной лингвистики и работы современных методистов (Н. М. Шанского, Н. Т. Бухаревой, Е.. А. Быстровой, А. Д. Григорьева, Т. М. Воителевой и др.), посвященные проблеме изучения устаревшей лексики, учебники русского языка для средней школы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на региональной научно- практической конференции XV Кирилло-Мефодиевские чтения «Человек в пространстве православной культуры» (г. Ишим, 19 мая 2022 г.)
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый методический словарь терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва : Издательство ИКАР. 2009. 448 с.
2. Арапов М.В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1990. 369 с.
3. Бадмахалгаева Н.М. Культуроведческий текст как средство формирования этнокультурной личности // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 141-145.
4. Бакина Е.И., Турчина М.Е. Экспериментальная модель контроля и оценивания в образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 11. С. 11-15.
5. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык : учебник : 6 класс : в 2 ч. Ч. 2. Москва : Просвещение, 2021. 196 с.
6. Брюханова О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников // Литература в школе. 2007. № 11. С. 25-26.
7. Бухарева Н.Т. Архаизмы и историзмы в современном русском языке //
Русская лексика в историческом и синхронном освещении. Новосибирск : Наука, 1986. С.5-16.
8. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетен- цию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос [и др.]. Москва : Дрофа, 2004.
9. Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос [и др.]. Москва : Дрофа, 2004.
10. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку; учеб.пособие для вузов. Москва : Дрофа, 2006. 319 с.
11. Григорьева А.Д. Об основном словарном фонде и словарном составе русского языка. Москва : Учпедгиз, 1953. 68 с.
12. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка // Русский язык в школе. 2003. № 3. С. 38-41.
13. Емельянова О.Н. Историзмы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. Москва : Флинта, 2003 С. 114- 116.
14. Маслова В.А. Лингвокультурология : учеб. пособие для высших учеб.заведений. Москва : Академия, 2001. 208 с.
15. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для
высш. пед. учеб.заведений / М.Т. Баранов [и др.]. Москва : Академия, 2001. 368 с.
16. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. Москва : Просвещение, 2007. 156 с.
17. Муратова Э.К., Имашева Г.А., Худайбергенова Н.С. О лингвистической типологии устаревших слов // Известия вузов. 2014. № 2. С. 204-206.
18. Нестеров М.Н. Русская устаревшая и устаревающая лексика: учеб.пособие. Смоленск ; Брянск, 1988. 88 с.
19. Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического обучения : тренинги, дискуссии, игры. Москва : Ось-89, 2002. 176 с.
20. Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка // Русская словесность. 2008. № 5. С. 64-67.
21. Псарева С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». Москва : Просвещение- АКТ, 2003. 320 с.
22. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства // Русский язык в школе. 2004. № 6. С. 8-13.
23. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык : учеб. для
студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.»: в 3 ч. Ч. 1. Москва : Просвещение, 1987. 192 с.
24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1979. 160 с.