Демо работы
Нет файлов
Описание работы
Описание работы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет онлайн обучения
Направление подготовки:
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РФ
Москва 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. Государственные социальные программы как инструмент развития государства и их место в бюджетной политике Российской Федерации 9
1.2. Источники финансирования социальной политики и социальных программ в Российской Федерации 13
1.3. Зарубежный опыт формирования и финансирования социальных программ 20
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1 Анализ формирования федерального бюджета 2019 года и планового периода 2020, 2021 годов на реализацию государственных программ России .27
2.2. Оценка реализации государственных программ, связанных с демографическим и миграционным потенциалом 38
2.3. Особенности реализации национальных и региональных проектов в Оренбургской области 56
2.4. Реализация и оценка эффективности государственной программы
«Социальная поддержка граждан» в Оренбургской области 64
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 83
3.1 Проблемы реализации и финансирования государственных социальных программ 83
3.2 Совершенствование государственных социальных программ в рамках реализации национальных проектов РФ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью достижения поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации, государственных программах, концепциях, других нормативно-правовых актах задач, целей и ориентиров по модернизации российской экономики, обеспечению ее роста, повышению качества жизни российского населения, что невозможно без социально ориентированной и справедливой бюджетной политики.
Разработка государственных программ объединяет все инструменты достижения целей государственной политики. При этом не для всех реализуемых программ выполняются целевые индикаторы и достигаются запланированные результаты, в то же время в условиях ограничения бюджетных ассигнований приобретает важное значение проблема их эффективности.
В третьем тысячелетии уровень развития российской экономики, зависит от того, как хорошо в страна будет адаптироваться к глубоким изменениям, происходящих в мировой экономике. Решение этой глобальной проблемы зависит от приоритета социального развития, человеческого потенциала, процесса улучшения качества жизни, снижения уровня бедности, борьбы с безработицей и создания эффективной социальной инфраструктуры. Правительство России, если оно стремится быть справедливым, обязано помогать социально незащищённым гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам, таким образом, что жизнь таких людей была достойна.
Социальный прогресс зависит не только от роста доходов и от материальных условий жизни людей, но и от состояния здоровья, социального обеспечения и доступности, а также других социальных факторов, определяющих возможность реализации личности. Большое значение имеет качество функционирования системы социальных институтов, характер социальной мобильности, мотивации и интересов. Одна из форм, обеспечения
качественного и количественного улучшения компонентов бюджета и бюджетного процесса, а также повышение качества жизни граждан была предложена Президентом Российской Федерации в рамках реализации национальных проектов.
Суть этих проектов заключается в реализации структурных реформ, улучшения качества производимых услуг. Факторы, которые определяют качество жизни и степень социализации страны, характеризуются, прежде всего, размером реального дохода, объемом потребления товаров и услуг, а также условиями жизни, доступ к образованию, здравоохранению и культурные услуги. Общественные социальные расходы были и остаются одним из самых важных показателей уровня жизни и степени финансовой безопасности.
В настоящее время нет целостного механизма системы финансовой поддержки государственных социальных расходов, который бы обеспечивал поддержку социальных программ.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью обеспечения целостного механизма финансирования социальной сферы, через различные социальные программы.
Недостаточная проработанность теоретических, методологических, методических проблем, возникающих в области управления развития финансирования социальных программ на основе стратегического планирования ее потенциала развития, основанного на способности адаптивно реагировать на изменение внешних условий реализации государственных программ, обусловила актуальность исследования.
На сегодняшний день нет единой методики по оценке результативности государственных программ. На данное обстоятельство указывает целый ряд публикаций таких ученых, как Аляутдинова Н.Ф. , С.В. Барулина, Давыдовой О.А., Добролюбовой Е.И. , Ергуновой О.Т. , Кожевникова А.В. , Мюллер Д.Г. , Пержу А.А. , Перминовой Ю.А. , Потапкиной Е. , Савельева И.И. , Сагитовой З.Р. , Ушакова Р.И. , Шаюк Е.И. , Янулер Е.В..
Каждым регионом разрабатывается своя собственная методика, применение которой дает возможность в большинстве случаев получать высокую степень эффективности реализуемых государственных программ, что не позволяет объективно оценивать деятельность исполнительных органов государственной власти и, таким образом, затрудняет эффективное использование бюджетных средств. Данное обстоятельство делает актуальной задачу по разработке объективных методик оценки результативности и эффективности государственных программ.
Анализ изданных по теме исследования научных работ говорит о том, что методология бюджетирования социальных программ, основанная на программных принципах, еще не полностью сформирована.
Целью исследования является: оценка системы финансирования социальных программ, реализуемых в рамках бюджетов бюджетной системы.
Основные задачи по достижению цели:
1 Рассмотреть социальные программы как инструмент развития государства и их место в бюджетной политике Российской Федерации;
2 Проанализировать зарубежный и отечественный опыт финансирования социальных программ;
3 Провести оценку эффективности социальных программ Российской Федерации реализуемых в рамках бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4 Изучить проблемы финансирования социальных программ в Российской Федерации и пути их решения.
Предмет исследования - социальные программы и национальные проекты, реализуемых в рамках бюджетов бюджетной системы.
Объектом исследования является система финансирования социальных программ, реализуемых в рамках бюджетов бюджетной системы.
Информационной базой работы послужили статистические данные, аналитические отчёты государственных экономических и финансовых институтов, литературные источники, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, нормативно-правовые акты государственных органов Российской Федерации и ее субъектов в области социальных программ, а также Интернет-ресурсы.
Основными методиками и методами исследования являются: общенаучные методы обработки информации такие, как анализ, обобщение, систематизация теоретического и практического материала, системный и комплексный подход, сравнение и другие.
Для анализа системы финансирования социальных программ в Российской Федерации была изучена практика финансирования федеральных и региональных социальных программ.
Задачи исследования определяют структуру выпускной квалификационной работы, состоящую из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы, приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список нормативно - правовых актов
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) , (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// на Официальном интернет- портале правовой информации
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.07.2019)
3. Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"//
4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
6. Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 01.05.2019)"О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
7. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 17.07.2019)"Об утверждении
8. Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации"
9. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы"//
10. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 (ред. от 20.03.2019) "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
11. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351).
12. "Паспорт национального проекта "Демография" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)
13. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2016 г. N 669-р).
14. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв.
распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2016 г. N 669-р).
15. Паспорт государственной программы «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014-2020 годы.
Учебная, научная и специальная литература
16. Аверин А.Н., А.В. Понеделков, А.Ю. Голобородько « Финансовое обеспечение социальной политики и социальной сферы»// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 2 (93)
17. Адыкаева Е.Н. Конкурентоспособность в условиях переходной экономики. В сборнике: Конкурентный потенциал развития экономики России в условиях нового технологического уклада Материалы Международной научно- практической конференции, посвященной памяти заслуженного экономиста России доктора экономических наук, профессора Р.М. Гусейнова. 2015. С. 163- 167.
18. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 48–69. 2.
19. Афанасьев Р.С., Голованова Н.В. Оценка эффективности бюджетных расходов: Федеральный и региональный опыт // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2018. № 2 (284). С. 56–64.
20. Валькович, О. Н. Приоритетные национальные проекты: оценка их реализации и перспектив / О. Н. Валькович, Л. И. Сланченко, Р. Р. Эдиев // Экономика устойчивого развития. — 2018. — № 3 (23). — С. 85— 90.
21. Воробьева О.Д., Гребенюк А.А. Эмиграция из России в конце XX начале XXI века. Аналитический доклад.
22. Где жить? Татьяна Голикова назвала регионы с самой высокой и низкой убылью населения.
23. Гилядова М.Н. Финансирование социального обслуживания: зарубежный опыт// Финансы и инвестиции №6, 2018, С. 34-43
24. Громова Н.Н. Анализ подходов к оценке эффективности бюджетных расходов // Финансы и кредит УЭкС. 2012. № 4 (40) [Электронный ресурс].
25. Димитриева Е.Н. Социальное и экономическое благополучие человека. В сборнике: Качество и полезность в экономической теории и практике Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. ответственный редактор Л.Ю. Руди, Новосибирский государственный университет экономики и управления. 2016. С. 109-116
26. Димитриева Е.Н., Зедгенидзева Т.И. Взаимодействие денежной сферы и реального сектора экономики России. Форум молодых ученых. 2017. № 5 (9). С. 655-661.
27. Димитриева Е.Н., Зедгенидзева Т.И. Обеспечение денежной массой реального сектора экономики России. В сборнике: Стратегия устойчивого развития и экономической безопасности России Материалы Всероссийской конференции преподавателей и научных работников технических вузов, посвященной памяти Р. М. Гусейнова, профессора, заслуженного экономиста России. Новосибирский архитектурностроительный университет (Сибстрин). 2017. С. 403-413.
28. Зайцев Е.В. Оценка государственных программ Российской Федерации: новые вызовы// Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 67. Апрель 2018 г.
29. Зенцова Е.В. Новые направления повышения эффективности бюджетных расходов.// Финансы № 2, 2019
30. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки, 2019 №1
31. Зорина А.А. Зарубежный опыт формирования эффективного финансового механизма социальной защиты населения // Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2018, С. 103- 106.
32. Изгияева, М. Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами / М. Д. Изгияева // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. — 2019. — № 1 (17). — С. 23— 30
33. Изутова О.В. Новые подходы к формированию госпрограмм / О.В. Изутова // Бюджет. – 2016. – № 8. – С. 15-19
34. Имамов, М. М. Приоритетные национальные проекты в обеспечении устойчивого социально — экономического развития Российской Федерации / М. М. Имамов // III Международная научно-практическая конференция : сб. ст. М., 2018.— С. 206—209.
35. Караваева И.В. Федеральный бюджет РФ на 2019 г. и на плановый период 2020–2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития // Вестник Института экономики Российской академии наук 1/2019, С. 9-26.
36. Каратаева Г.Е. Фесик С.В. Государственные программы как инструмент реализации бюджетной политики / Г.Е. Каратаева // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 6 (24). – С. 64-70.
37. Кондракова Д.Р. Анализ федерального бюджета Российской Федерации на 2019 - 2021 гг // Сборник статей Международной научно- практической конференции 20 декабря 2018 г. Часть 1 научно-издательский центр «АЭТЕРНА» Пермь, 2018, С. 61-63
38. Костина О.И., Кондрашова Е.Е., Прохорова Е.А. Современные проблемы социальной политики Российской Федерации // Новые
информационные технологии в науке. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. - С. 167-171.
39. Костина О.И., Пучкова М.В. Показатели финансовой безопасности государства // Экономика и управление. - 2016. - № 8. – С. 116-119.
40. Кузнецова Е.С., Богданова А.С. «Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления »//Вестник МГТУ, том 15, №1, 2018 г. стр.195-198
41. Куценко Е.У. Уровень и качество жизни населения Оренбургской области // Наука и инновации. Пенза, 2018
42. Лыкова Л, Букина И. Особенности бюджетно-налоговой политики в 2019—2021 гг. // Федерализм. 2018. № 4. С. 134–152
43. Мусин Д.С. особенности реализации национальных и региональных проектов Оренбургской области /- Экономика, № 7, 2019
44. Отчет за 2018 год о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы» Министерства социального развития Оренбургской области
45. Петраков М. А., Шестерик Е. А. Государственные программы: формирование и реализация // Молодой ученый. — 2018. — №30. — С. 250-254. Реализация национальных проектов должна изменить жизнь оренбуржцев- Оренбург, 22 мая 2019 АиФ-Оренбург
46. Ростовская Т.К. Проблемы реализации государственных программ, связанных с демографическим и миграционным потенциалом// Государственный советник , 2019, С.25-32
47. Самойленко Г.Ю. Формирование социально-ориентированной экономики России//Экономические исследования. -2016. -№ 4. -С.3
48. Селиверстова Н.И. Региональные аспекты реализации социальных программ в области социальной поддержки граждан// Издательство: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт
«НАЦРАЗВИТИЕ» (Санкт-Петербург), 2018 г.
49. Сигарева Е.П. Концептуальные противоречия демографической и миграционной политики // Моделирование демографического развития и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России / Материалы международной научно-практической конференции. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Институт социально- ?? No. 1 The State Counsellor, 2019 политических исследований РАН. 2015. М.: Экономическое образование.
50. Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития [Электронный ресурс] // Экономический журнал № 5(41).
51. Старостина И.А. Университетский вопрос в контексте вопросов миграционной политики: конституционно-правовые решения // Конституционное и муниципальное право. 2017. No 12. С. 37-40.
52. Теплицкая А. А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 188-192.
53. Тихонова Н.Е. Социальная политика в современной России: новые вызовы “точечного характера// Общественные науки и современность. 2019. № 3. С. 20-35.
54. Тютюнник И.Г. Правовые аспекты бюджетного финансирования государственных программ Российской Федерации//Юридический мир. 2012. № 11. С. 28-31.
55. Фахрутдинова, Е. В. Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации: диалектика развития / Е. В. Фахрутдинова // Учёные зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. — 2019. — № 4. — С. 253—264.
56. Целищева Е.Ф. Анализ эффективности бюджетных расходов муниципальных учреждений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 14 (200). С. 40–50.
57. Чепыжова О.К. Бюджетная политика государства как инструмент экономического роста //Горизонты экономики. 2018. № 5 (45). С. 120-129.
58. Чиркин В.Е. Конституционная терминология: монография: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма : ИНФРА-М, 2016. С. 9.
59. Интернет источники
60. Будущее России – Национальные проекты
61. Национальные проекты Российской Федерации
62. Официальный сайт Департамента контроля финансовых учреждений Канады. [Электронный ресурс].
63. Официальный сайт Правительства Канады. [Электронный ресурс].
64. Официальный сайт Правительства России
65. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].