Демо работы
Нет файлов
Описание работы
Описание работы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет онлайн обучения
Направление подготовки: Менеджмент
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО "ВЕСТ+")
Москва 2018
ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу студентки
1. Тема ВКР: Психологическое сопровождение персонала организации (на примере ООО "Вест+")
2. Структура ВКР:
Введение
Глава 1 Теоретические основы психологического сопровождения персонала в организации
1.1 Концепция управления человеческими ресурсами
1.2 Понятие, цели и этапы психологического сопровождения персонала в организации
1.3. Методы и оценка результативности психологического сопровождения в организации
Глава 2 Особенности психологического сопровождения персонала организации на ООО «Вест+»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Вест+»
2.2 Анализ организации психологического сопровождения персонала ООО «Вест+»
2.3. Оценка влияния психологического сопровождения персонала на эффективность работы ООО «Вест+»
Глава 3 Совершенствование системы психологического сопровождения персонала ООО «Вест+»
3.1. Мероприятия по совершенствованию психологического сопровождения персонала ООО «Вест+»
3.2 Социально-экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы Приложения
3. Основные вопросы, подлежащие разработке.
Во введении рекомендуется обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели и задачи работы, описать объект, предмет и информационную базу исследования.
Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме.
В главе 1 необходимо изложить определения понятия психологического сопровождения персонала с точки зрения различных авторов, дать им характеристику, указать их достоинства и недостатки этих определений. Также необходимо рассмотреть возможные методы психологического сопровождения персонала и привести критерии оценки их эффективности.
Глава 2 должна быть посвящена анализу предмета исследования. В ней должно быть представлено краткое описание деятельности ООО «Вест+». Также во второй главе работы необходимо провести анализ и оценку психологического сопровождения персонала ООО
«Вест+».
В Главе 3 на основании выявленных особенностей психологического сопровождения персонала ООО «Вест+» необходимо представить разработанные мероприятия по совершенствованию психологического сопровождения персонала организации, а также оценить их эффективность.
В заключении необходимо отразить основные положения выпускной квалификационной работы и сформулировать общие выводы.
В приложение выносятся анкеты, примеры должностных инструкций, а также таблицы с расчетами.
4. Исходные данные по ВКР:
Основная литература:
1. Михайлов А.С. Социально-психологический климат производственной организации в различных социально-экономических условиях // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. – 2013. - №1 (25). – С. 251-256
2. Элвессон, М. Организационная культура Текст. / Пер. с англ. / М. Элвессон. М.: Изд- во Гуманитарный центр. 2005. - 460 с.
3. Лымарева О.А., Пирогов Н.М. Социально-психологический климат, как один из важнейших факторов влияния на удовлетворенность трудом и мотивацию персонала // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - №11. – С. 45-50
4. Бершедова Л.И., Рычихина Э.Н. Социально-психологические основы мониторинга персонала // Системная психология и социология. – 2013. - №8. – С. 17-24
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002. - 704
6. Журнал «Кадровик»
7. Журнал «Кадровое дело»
Дополнительная литература:
1. Лебедева Т.Е. Голубева О.В. Социально-психологическое сопровождение и
адаптация персонала через оптимизацию социально-психологического климата организации // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - №12(68). – С. 1230-1235
2. Салеева В.А., Родина Н.О. Успешные практики создания благоприятного социально-психологического климата // Теория и практика современной науки. – 2016. -№12-2(18). – С. 189-195
3. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.Д. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2013. -192 с.
4. Быков А.К. Социально-психологические аспекты управления организацией социальной сферы // Мир образования – образование в мире. – 2016. - №2(62). – С. 109-118 5.Никомарова Л.В., Булей Н.В. Социально-психологический климат в организации //
Материалы Ивановских чтений. - 2017. - №2(13). – С. 138-144
6. Романовский И.Н. Анализ и оценка факторов формирования социально- психологического климата в коллективе // Novaum.ru. – 2017. - №5. – С.54-59
Содержание
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы психологического сопровождения
персонала в организации 8
1.1 Концепция управления человеческими ресурсами 8
1.2 Понятие, цели и этапы психологического сопровождения персонала в организации 8
1.3. Методы и оценка результативности психологического сопровождения в организации 20
Глава 2 Особенности психологического сопровождения персонала организации на ООО «Вест+» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Вест+» 30
2.2 Анализ организации психологического сопровождения персонала ООО
«Вест+» 32
2.3. Оценка влияния психологического сопровождения персонала на эффективность работы ООО «Вест+» 40
Глава 3 Совершенствование системы психологического сопровождения персонала ООО «Вест+» 48
3.1. Мероприятия по совершенствованию психологического сопровождения персонала ООО «Вест+» 48
3.2 Социально-экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Введение
В современных условиях психологическая служба становится неотъемлемой частью бизнеса. Иметь в своем штате психолога, а тем более психологическую службу могут позволить себе только наиболее стабильные средние предприятия и крупные фирмы. И в результате правильно организованного психологического сопровождения:
- можно по-новому понять мотивы и потенциал ключевых фигур организации, природу их компетентности, ведущие мотивы и не полностью удовлетворенные психологические потребности.
- появляется возможность с иной точки зрения взглянуть на сильные и уязвимые места той или иной организации, причем становятся очевидными многие важнейшие факторы, ускользающие от внимания при традиционной оценке деловой состоятельности компаний: финансовое положение, бизнес- планы, позиция на рынке, структура и т. п.
- исследуемые сотрудники не только получают портрет своих сильных и слабых сторон, но видят свои нереализованные возможности. И если они готовы к движению и росту, то получают соответствующий стимул. А позитивные изменения ряда заметных фигур ведут обычно к улучшению ситуации предприятия в целом.
- руководитель предприятия получит мощное средство для осуществления кадровой политики. Он сможет не по наитию, а осознанно выбирать из числа своих подчиненных самых подходящих кандидатов для выполнения определенной работы сотрудника.
- у организации появляется возможность создать оптимальные условия для развития личностных и профессиональных качеств сотрудника.
Руководители среднего звена также смогут легче разобраться в качествах подчиненных, увидеть в них не штатные единицы, а людей с достоинствами и недостатками, которые составляют особого рода капитал фирмы и развитию которых он может способствовать.
Появление новых требований к личностному развитию работника, его профессиональным качествам и способностям, позволяет сделать вывод о том, что исследование психологического обеспечения профессиональной деятельности работника остается актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы – исследование психологического сопровождение персонала организации.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
- изучить концепцию управления человеческими ресурсами;
- рассмотреть понятие, цели и этапы психологического сопровождения персонала в организации;
- изучить методы и оценку результативности психологического сопровождения в организации;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Вест+»;
- провести анализ организации психологического сопровождения персонала ООО «Вест+»;
- оценить влияние психологического сопровождения персонала на эффективность работы ООО «Вест+»;
- разработать мероприятия по совершенствованию психологического сопровождения персонала ООО «Вест+»;
- оценить социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования - ООО «Вест+».
Предмет исследования – психологическое сопровождение персонала организации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения и принципы методологии психологии развития, социальной психологии, социологии, а также психолого-методологические работы, раскрывающие основы методологии исследования, которая, в свою очередь, базируется на концепции системного подхода; концепции развития личности; концепции и подходы к исследованию профессионального становления
работника; теоретические работы, раскрывающие процессы личностного самоопределения, самосознания, самопостроения личности, саморегуляции, различных проявлений социальной активности индивида.
Использовали следующие методы и методики исследования: сравнительный метод; констатирующий и формирующий эксперименты; комплекс методов психологической диагностики; тестирования.
В качестве источников информации выступили учебные пособия по психологии, управлению персоналом, материалы периодических изданий по проблемным вопросам. Выпускная квалификационная работа написана на материалах ООО «Вест+».
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в проведенном исследовании положения и выводы создают предпосылки разработки руководством предприятий системы психологического сопровождения работников.
Степень разработанности проблемы. Определение организационно- психологического сопровождения как сложного системного и интегративного процесса, включающего в себя совокупность мероприятий психологического воздействия рассматриваются различными отечественными специалистами (Ю.Н. Арзамаскина, Д.В. Гандера, А.А. Деркач, М.А. Дмитриева, Ю.М. Забродина, Г.С. Никифоров, Л.Н. Корнеева, В.Н. Селезнева, Л.Н. Уварова, И.И. Черных и др.). Эффективное управление кадровой работой в точки зрения психологической поддержки изучены такими специалистами, как В.Г. Зазыкин, А.С. Карпенко, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, Ю.В. Синягин и др.
Список использованной литературы
1. Азарных Т. Д., Тыртышников И. М. Психологическое здоровье (Вопросы валеологии): учеб. пособие. - М.: Московский психолого- социальный институт, 1999. - 112 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2011. -
288 с.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена
// Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С.78-86.
4. Антонова Н. В. Психология управления. – М.: Издательский дом Гос. ун-та - Высш. шк. экономики, 2010. - 269 с.
5. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: монография.
- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 205 с.
6. Бекоева Д.Д. Практическая психология: учеб. пособие. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
7. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестник С.- Петерб. ун-та. – 2011. - № 13. - С. 61–70.
8. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М.: Высшая школа, 2003. – 64 с.
9. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: ИПРАН, 1995. – 136 с.
10. Боронова Г.X. Психология труда. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
11. Буравлева Н.А. Особенности психологической адаптации молодых специалистов // Вектор науки ТГУ. – 2012. - №2(9). – С. 52-55.
12. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя практика. - М.: Малое предприятие «Дело», 1994. - 317 с.
13. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. – М.: Смысл, 2008. - 267 с.
14. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 301 с.
15. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб.: Речь, 2010. - 414 с.
16. Гройсман А. Л. Общая психопрофилактика и психогигиена творческого труда. - Москва : Когито-Центр, 2006. - 158 с.
17. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. -120 с.
18. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально- психологический тренинг и прикладные психотехнологии. - М.: Луч, 1993. – 72 с.
19. Дизель П. М., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации.
- М.: Фонд «За экономическую грамотность, 1993. - 269 с.
20. Дикая Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в ХХI веке // Психолог. – 2002. - № 6. - С. 18–37.
21. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: учеб. пособие / пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 272 с.
22. Дубровина И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М.: Издательский центр Академия, 1995. - 176 с.
23. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.
24. Занковский А. Н. Анализ базовых «координат» организационных культур: когнитивные репрезентации организационных понятий в сознании российских и японских менеджеров // Психологический журнал. – 1996. - №3.- С.26–36.
25. Зарецкий А. Д. Менеджмент. – М.: КНОРУС, 2016. – 414 с.
26. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. - 336 с.
27. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. - Санкт- Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 782 с.
28. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. - М.: Медицина, 1983. – 254 с.
29. Карпов А. В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2007. - 582 с.
30. Карпов А. В. Психология принятия решения в управленческой
деятельности: метасистемный подход. – М.: Изд. дом РАО, 2016. – 642 с.
31. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.
32. Квинн В. Н. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000. – 212 с.
33. Кишиков Р. В. Психология менеджмента. – М.: МФЮА, 2008. - 21
34. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
35. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.
36. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2000. – 158 с.
37. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения управления, руководства и менеджмента. - СПб.: Речь, 2005. - 304 с.
38. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. - М.: Вильямс, 2015. - 665 с.
39. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и живая среда. – 1986. - №7. - С. 7–27
40. Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
41. Мостовая И. Социально-психологические исследования на предприятии как инструмент кадровой работы // Справочник кадровика. – 2007. - №6. – С.101-105.
42. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1996. - 176 с.
43. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - СПб.: Санкт-Петерб. ун-т, 1991. - 153 с.
44. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Электронный ресурс].
45. Оськин В. На пороге эмоциональной революции // Управление персоналом. - 2004. - № 16. - С. 49-53.
46. Постылякова Ю. В. Индивидуальные различи в ресурсах совладания со стрессом. - Ярославль: Аверс-Пресс, 2001. – 277 с.
47. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова.
- СПб.: Речь, 2004. - 448 с.
48. Психологическаяслужба в современном образовании: рабочая книга / [И. В. Дубровинаи др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – Спб: Питер, 2009.
- 400 с.
49. Психология профессионального здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: Речь, 2006. – 479 с.
50. Психология управления персоналом. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. - М.: Изд-во института психотерапии, 2005. - 624 с.
51. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - М : ПИТЕР, 2005. - 411 с.
52. Свенцицкий А. Л. Организационная психология. – М.: Юрайт, 2016. - 503 с.
53. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. – СПб: Из-во С.-Петерб.ун-та, 1999. - 221 с.
54. Селезнев В. Н. Психо-неврологические аспекты профессиональной деятельности менеджера (факторы риска, средства и методы коррекции). - М.: Нац. ин-т. Бизнеса, 2006. - 291 с.
55. Сливкин Ю. Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера: диссертация ... кандидата психологических наук :
19.00.03 / С.-Петербург. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 1993. - 199 с.
56. Сопоев С. А. Адаптация молодых специалистов в современных российских организациях: автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. - Москва, 2013. - 26 с.
57. Технологии управления развитием персонала / [Белкова Е. А. и др.]; под ред. А. В. Карпова, Н. В. Клюевой. – М.: Проспект, 2016. - 402 с.
58. Токарева Г. А. Психологическиеаспектынравственногокомпонентапрофессиональнойдеятел ьностименеджера: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.03.
- Санкт-Петербург, 2006. - 180 с.
59. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации / М.Ю. Шейнис. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2005. - 224 с.