Дипломная работа (ВКР) «Лидерские качества женщин-руководителей и мероприятия по их развитию | Синергия 4052»

Обзор работы

Демо работы

Нет файлов

Описание работы

Описание работы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет онлайн обучения

Направление подготовки: Менеджмент

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Лидерские качества женщин-руководителей и мероприятия по их развитию

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ 7
1.1. Лидерство и руководство в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 7
1.2. Гендерные исследования лидерских качеств руководителя 22
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РАЗВИТИЮ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ полученных результатов 33
2.3. Рекомендации по оптимизации лидерских качеств женщин в сфере
управления 43
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в большинстве развитых стран наблюдается активное завоевание женщинами лидирующих позиций в бизнесе, управленческой деятельности и политике. По прогнозу российских исследователей и аналитиков в структуре занятости количество женщин будет увеличиваться как среди руководителей, менеджеров, директоров больших предприятий, организаций, так и мелких, и средних фирм. Уже сейчас наблюдается все более активное освоение женщинами этих областей общественной жизни. Несмотря на столь оптимистичные прогнозы относительно женской занятости, проблема эта остается весьма актуальной для России. Острота ее возрастает в связи с тем, что в общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности российских женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий. Все это формирует предпосылки для углубленного изучения влияния гендерных аспектов на формирование управленческого лидерства женщин.
Проблема лидерства в различных ее аспектах является традиционной научной проблемой. Самое раннее обращение к проблемам лидерства находят уже в работах Аристотеля и, особенно, Платона, стремившегося описать роль лидеров в создании идеальных обществ. В дальнейшем лидерство рассматривалось в основном в политическом контексте (Т. Гоббс, Дж. Локк, Н. Макиавелли), однако в настоящее время эта проблема изучается в самых различных аспектах, лидерству посвящены работы представителей почти всех базовых гуманитарных дисциплин, в том числе и психологии.
В психологии изучается специфика гендерной психологии лидерства, лидерских качеств, которая заключается в установлении особенностей гендерных отношений, гендерных стереотипов, гендерной социализации, гендерной самоидентификации и ряда других гендерных характеристик лидеров. Первоначально исследования в области гендерной психологии
лидерства проводились преимущественно зарубежными учеными (Р. Стогдилл, У.Х. Уфйт-мл., Ф. Фидлера и др.). В настоящее время развитие данной проблемы отмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах (В.В. Абраменкова, Л.В. Бабаева, А.С. Кочарян, И.Н. Логвинов, Т.В. Бендас, Е.С. Соколова и др.).
Актуальность исследования гендерных аспектов управления обусловлена динамичным проникновением женщин в сферу управления экономикой, появлением новой социальной группы «деловых женщин». При этом повышается активность и масштаб участия женщин в предпринимательской, общественной и политической сферах. Для женщин сфера управления является относительно новым поприщем деятельности и требует физического и психологического напряжения, упорства, самостоятельности, умения рисковать - тех качеств, которые традиционно относятся к маскулинным. В роли руководителя женщины испытывают наложение гендерных характеристик на лидерские, представляемых в общественном мнении противоположными, что влияет на поведение женщин в сфере управления.
Проблемы лидерских качеств женщин-руководителей до недавнего времени не привлекали достаточного внимания со стороны исследователей, т. к. все они традиционно ориентировались на мужчину-руководителя. Это считалось стандартом, поскольку именно мужчины доминируют среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. Вместе с тем женщины-руководители способны успешно справляться с поставленными задачами во многих сферах жизни российского общества. В связи с этим важное значение приобретает изучение лидерских качеств женщин- руководителей.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение лидерских качеств женщин-руководителей.
Объект исследования – лидерство.
Предмет исследования – лидерские качества женщин-руководителей.
Гипотезой исследования послужило следующее предположение – к ключевым лидерским качествам женщины-руководителя можно отнести – общительность, стремление и готовность к обучению, доминантность, ответственность, высокий самоконтроль и высокую мотивацию к достижению успеха.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1. Описать лидерство и руководство в отечественных и зарубежных
исследованиях;
2. Рассмотреть гендерные исследования лидерских качеств руководителя;
3. Провести эмпирическое исследование лидерских качеств женщин- руководителей;
4. Разработать тренинг по развитию лидерских качеств.
Для решения поставленной цели и задач, использовались следующие методы: анализ научной литературы; методы тестирования с использованием следующих методик - тест «Выраженность лидерских качеств» Л.Д. Кудряшовой; многофакторная личностная методика Р. Кеттелла (форма С); опросник «Мотивация к успеху» Т. Элерса; методы математической статистики (критерий Манна-Уитни).
В качестве испытуемых выступили 15 женщин-руководителей организаций различных форм собственности в возрасте 33-46 лет.
Практическая значимость работы определяется актуальностью феномена управленческого лидерства женщин в различных сферах деятельности в условиях необходимости повышения эффективности управления в стране. Представленные выводы, данные, полученные в исследовании, могут быть использованы в работе специалистов в сфере управленческого консультирования, менеджеров, в системе повышения квалификации управленческих, психологических и педагогических кадров.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаир Д. Психология лидерства / Д.Адаир. - М. : ЭКСМО, 2005. - 342 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 373 с.
3. Ансофф И. Стратегический менеджмент : классическое издание / И. Ансофф. – СПб. : Питер, 2011. - 342 с.
4. Беляцкий Н.П. Основы лидерства: учебник / Н.П. Беляцкий. Минск, 2006.-268 с.
5. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства / Т. В. Бендас
//Вопросы психологии. – 2000.- № 1. - С. 87-95.
6. Бендас Т.В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2009. - 447 с.
7. Бизнес и менеджер / И.С. Дараховский и др. - М. : Х.Г.С. : Азимут-Центр : Азимут-Центр, 1992. – 447 с.
8. Беннис У. Лидеры. /У. Беннис, Б. Нанус - М.: Альфа, 2001. – 345 с.
9. Васильев В.К. Феноменология лидерства / В.К.Васильев // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. - С.58-88.
10. Гендерная психология : практикум по психологии / под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. - 496 с.
11. Дафт Р.Л. Уроки Лидерства / Р.Л. Дафт. М.: Эксмо, 2007. - 478 с.
12. Демидова И. Д. Лидерство: мифы, научный анализ, практика / И. Д. Демидова, И. П. Яковлев //Социология и социальная антропология: Межвуз.сб. - С. 276-290.
13. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства : теория и практика / О.Евтихов. – СПб. : Речь, 2007. - 236 с.
14. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2008. - 428 с.
15. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла /А.Н. Капустина.- СПб.: Речь, 2004.- 104 с.
16. Клецина И.С. Психология гендерных отношений : теория и практика / И. С. Клецина. - СПб. : Алетейя, 2004. - 403 с.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М. : Академия, 2010. - 301 с.
18. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие / Р.Л. Кричевский. М.: Статут, 2007. - 542 с.
19. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск: Издательство Поморского международного педагогического университета им. М.В. Ломоносова, 1996. - 257 с.
20. Куярова Л. Лидерство в организации: влияние гендерного фактора / Л. Куярова, Н. Макатрова //Проблемы теории и практики управления. – 2012.- № 1. - С. 113-123.
21. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2015. - 793 с.
22. Немчинова Н.Б. Тренинг тренеров : развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой / Н.Немчинова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 31 с.
23. Развитие потенциала сотрудников : профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С.Иванова, Д. Болдогоев и др. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 279 с.
24. Руководство и лидерство : (опыт социально-психол. исслед.) : сб. науч. тр. / под ред. Б. Д. Парыгина. - Л., 1973. - 143 с.
25. Сельченок К.В. Психология лидерства: Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2004. – 364 с.
26. Тейлор Ш.Е. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. - СПб. и др. : Питер, 2004. - 766 с.
27. Филонович С.Р. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении // Российский журнал менеджмента. - 2007. - № 5. – С. 45-49.
28. Хьюз Д. Дерзкое лидерство : найди и укрепи в себе задатки лидера / Д.Хьюз. – М. : Альпина Бизнес Бук : Юнайтед Пресс, 2011. - 201 с.
29. Черепанова Н. С. Качества лидера. Развитие лидерских качеств / Н.С. Черепанова // Слет лидеров детских и молодежных общественных объединений - 2000 "Выявление, формирование и развитие лидерских качеств молодого человека". - 2001. - С. 14-21.
30. Чирикова А. Е. Женщины в экономической элите России: власть, политика, менталитет / Чирикова А. Е. // Гендерная реконструкция политических систем. - СПб. : Алетейя, 2004. – С. 541-559.
31. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Шакуров. – М. : Просвещение, 1990. – 206 с.
32. Юртаева Н.И. Развитие лидерских качеств в процессе профессиональной подготовки: психолого-акмеологический аспект / Н. И. Юртаева. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2012. - 127 с.

Оцените статью
Сессия под ключ дистанционно
Добавить комментарий

Заявка на расчет