Дипломная работа (ВКР) «Диагностика и коррекция социально-психологического климата в трудовом коллективе | Синергия 3979»

Обзор работы

Демо работы

Нет файлов

Описание работы

Описание работы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет онлайн обучения

Направление подготовки:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Москва 2019

ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу студента
1. Тема ВКР: «»
2. Структура ВКР:

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
1.1. Понятие социально-психологического климата
1.2. Роль и значение социально-психологического климата для улучшения деятельности организации
1.3. ..
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Цель и методы диагностики социально-психологического климата в трудовом коллективе
2.2. Общая характеристика объекта и процедуры исследования
2.3 Результаты эмпирического исследования Выводы по главе 2
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
3.1. Корректирующие мероприятия по дальнейшему улучшению социально- психологического климата
3.2. Создание …
3.2. Анализ результатов апробации… Выводы по главе 3

Заключение
Список использованной литературы Приложения
3. Основные вопросы, подлежащие разработке.
Во введении рекомендуется обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели и задачи работы, описать объект, предмет и информационную базу исследования. Целесообразно остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы (например, модульный социотест), как проводилась обработка материала. Объем введения составляет около 4-6 страниц.
Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме. Кроме того, в первой главе можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, провести обобщающий анализ по различным взглядам на тот или иной вопрос, способствующий раскрытию заявленной темы. Целесообразно, на основании приводимых данных, изложить свою точку зрения.
В параграфе 1.1 необходимо рассмотреть сущностную характеристику социально- психологического климата, уточнить формулировки, основываясь на социологических и психологических исследованиях ученых.
В параграфе 1.2 необходимо рассмотреть факторы, влияющие на социально- психологический климат в трудовом коллективе, сделать выводы.
В параграфе 1.3 необходимо рассмотреть...
Глава 2 должна носить практический характер. Это самостоятельный анализ собранного материала, а также это описание проведенного психолого-педагогического исследования.
В параграфе 2.1 необходимо определить цель и методы диагностики социально- психологического климата в трудовом коллективе
В параграфе 2.2 необходимо дать общую характеристику объекта и процедуры исследования
В параграфе 2.3 необходимо интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования
В Главе 3 необходимо разработать рекомендации по дальнейшему улучшению социально-психологического климата в трудовом коллективе
В параграфе 3.1 необходимо разработать корректирующие мероприятия по дальнейшему улучшению социально-психологического климата
В параграфе 3.2 необходимо разработать ….
В параграфе 3.3 необходимо провести анализ результатов апробации …
В заключении необходимо отразить основные положения выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и сформулировать общие выводы.
В приложение выносятся например, сводные таблицы результатов опроса и диагностики, тесты и пр. Все расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, следует вынести также в приложение. Количество приложений не ограничено.
4. Исходные данные по ВКР:
Основная литература:
Анцупов А.Я Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям"Управление персоналом", "Менеджмент организации", "Психология" / Анцупов А.Я., Ковалев В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 391 с.: // ЭБС
1. Воловская Н.М. Социально-трудовые отношения : учеб. пособие / Н.М. Воловская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 185 с. ЭБС
2. Новикова С.С Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие / Новикова С.С., Соловьев А.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

Дополнительная литература:
Бриджер Х. Улучшение согласованности групповых процессов и изменение ценностных ориентаций для осознания и преодоления напряженности в труде / Бриджер Харольд; Пер.с англ. М.О.Мдивани // Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология. - М., 1995. - С.302-320.
1. Джанерьян С.Т. Психология эмоций и воли: Учебное пособие / Джанерьян С.Т. - Ростов- на-Дону:Издательство ЮФУ, 2016. - 141 с.: ЭБС
2. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Кови Стивен; Под ред. Е.Харитоновой, М.Ильина; Пер.с англ. О.Кириченко. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 374с.
3. Когон К . и др.Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания: Учебное пособие / Когон К., Борисов Е., Ионов В. - М.:АЛЬПИНА, 2016. - 240 с. ЭБС Znanium.com.
4. Крыжановская Л.М. Методы психологической коррекции личности :[Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Крыжановская Лариса Михайловна. - М.: Владос, 2015. - 239с.
5. Носкова О.Г. Состояние психологических наук о труде и трудящихся в современной России / Носкова О.Г. // Психологический журнал. - 2017. - № 5. - С. 55 – 68.
6. Сидоренков А.В. Взаимосвязь групповых феноменов и социально-психологической адаптации работников в организации / Сидоренков А.В., Коваль Е.С. // Психологический журнал. - 2015. - № 1. - С. 34 - 45
7. Современная личность: Психологические исследования / Отв.ред. М.И.Воловикова, Н.Е.Харламенкова; РАО. Институт психологии. - М.: Когито-Центр, 2012. - 392с.
8. Эксакусто Т.В Теоретические основы социально-психологической безопасности: монография / Эксакусто Т.В. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2010. - 344 с. ЭБС Znanium.com.

Содержание
Введение 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 12
1.1. Понятие социально-психологического климата 12
1.2. Показатели социально-психологического климата и методические подходы к его изучению 23
1.3. Понятие и методы управления социально-психологическим климатом . 30
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ . 43
2.1. Цель и методы диагностики социально-психологического климата в трудовом коллективе 43
2.2. Общая характеристика объекта и процедуры исследования 50
2.3 Результаты эмпирического исследования 52
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ . 61
3.1. Корректирующие мероприятия по дальнейшему улучшению социально- психологического климата 61
3.2. Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе 62
3.2. Анализ результатов апробации методик по улучшению психологического климата в коллективе 68
Заключение 92
Список использованной литературы 96
Приложения 100

Введение
Актуальность проблемы и темы исследования: обусловлена радикальными экономическими изменениями, которые происходят сегодня в обществе и существенно влияют на характер социальных отношений. В условиях реформирования всех сторон жизни общества, когда коренным образом меняется социально-экономическое устройство страны, назрела крайняя необходимость в совершенствовании дошкольной, школьной жизни, всей системы педагогической деятельности, в пересмотре приоритетов и ценностей.
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Прежде всего, возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнение психической жизнедеятельности людей, постоянный рост их личностных притязаний.
Психологический климат в дошкольной образовательной организации оказывает влияние на субъективное благополучие личности педагога, его успехи, на взгляды и деятельность воспитанника. В этой связи актуальность его изучения, равно как и факторов, способствующих формированию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, видится очевидной. Педагогический коллектив с положительным психологическим климатом отличается благоприятной морально- психологической атмосферой, дружелюбием, взаимной симпатией и чувством защищённости его членов; работает слаженно, достигая высоких результатов. При этом эффективность работы может быть достигнута при условии согласованности действий всего педагогического коллектива, поддержки руководства .
Исследуя коллектив, необходимо выявить его особенности, а для этого мы должны изучить особенности личности и взаимоотношения педагогов в коллективе. С этой целью и было проведено данное исследование.
В самом общем виде психологический климат коллектива определяют как преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности.
Исследованием психологического климата занимались отечественные психологи: Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, А.А. Русалинова, В.М. Шепель, А.Н. Щербань и др..
Проблема создания благоприятного психологического климата изучалась многими отечественными психологами и педагогами. Эта проблема разрабатывалась в трудах Н.П. Аникеева, Р.Х. Жакурова,
А.С. Макаренко, работах А.Н. Лутошкина, Т.А. Репиной, В.П. Сергеевой и др..
В настоящее время в психолого-педагогической действительности существуют следующие противоречия:
- противоречием между созданным десятилетиями общественным стереотипом представлений о педагогах как самой интеллигентной, самой культурной части населения и наблюдаемым неблагоприятным нравственно- психологическим климатом во многих профессионально-педагогических коллективах;
- противоречием между необходимостью создания в коллективах благоприятного нравственно-психологического климата и неподготовленностью многих руководителей к этому.
В соответствии с выявленными противоречиями была сформулирована проблема исследования, связанная с путями и способами формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить в практику деятельности педагога-психолога рекомендации, направленные на
формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Объект исследования: особенности психологического климата в педагогическом коллективе.
Предмет исследования: пути и способы формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Гипотеза исследования: деятельность педагога-психолога по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, возможно, будет более эффективной, если разработать и внедрить в практику рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Задачи исследования:
? рассмотреть понятие социально-психологического климата;
? исследовать показатели социально-психологического климата и методические подходы к его изучению;
? охарактеризовать методы управления социально- психологическим климатом;
? описать цель и методы диагностики социально-психологического климата в трудовом коллективе;
? представить результаты эмпирического исследования;
? разработать корректирующие мероприятия по дальнейшему улучшению социально-психологического климата;
? провести анализ результатов апробации методик по улучшению психологического климата в коллективе.
Методологической базой исследования являются:
- теоретико-методологические аспекты дошкольной педагогики, некоторые аспекты зависимости удовлетворенности жизнью разных слоев общества от взаимоотношений в коллективе, социальных связей(М. Аргайл, В.В. Бойко, А.И. Донцов Б.Д. Парыгин и др.) ;
- теория формирования социально-психологического климата (Б.Г. Парыгин, В.Е. Семенов, И.Е. Шварц и др.);
- исследования взаимодействия между людьми в коллективах (Н.В. Гришина, Л.И. Усманский и др.) .
Для успешной реализации поставленных задач использовались различные методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- обобщение;
- систематизация;
- эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- опрос;
- тестирование;
- методы обработки полученных результатов;
- методы математической статистики.
База исследования: дошкольная образовательная организация детский центр "Империя Знаний". Всего в исследовании приняли участие 20 человек.
В процессе проведения экспериментальной работы применялись следующие методики. В исследовании мы использовали следующие методики и методы диагностики: Опросник «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой». Авторы методики: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. . «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе». Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета . Опросник Н.Е. Водопьяновой, Е.А. Старченковой
«Психическое выгорание». Оценка уровня конфликтности в коллективе, автор методики А. Шипилов .
Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе могут быть использованы психологами и руководителями дошкольных образовательных организаций в практической деятельности.
Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Список использованной литературы
1. Авакян И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 67 - 72.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально- психологические проблемы. М.: Академия, 2000. 220 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 303 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
5. Батаршев А.В. Психолого-педагогические предпосылки профессионально личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 96 - 99.
6. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология личности. М.: Академия, 2009. 301 с.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Академия, 1995. 200 с.
8. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
10. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 440 с. 11.Васильченко О. Социально-психологический климат - диагностика и
формирование // Справочник кадровика. 2011. № 8. С. 8 - 9.
12. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 167 - 170.
13. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
14. Геберт Д., Лутц фон Розенштиль. Организационная психология. Человек в организации: пер. с нем. М.: Гуманитарный центр, 2006. 424 с.
15. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с.
16. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 174 с.
17. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2016. – 635 с.
18. Егорова Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 2. С. 161 - 168.
19. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
20. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии. М.: Просвещение, 2005. 264 с.
21. Зебрева Е.Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива // Юридическая психология. 2007. № 3. С. 22 - 26.
22. Зиновьев В.И. Роль психологических аспектов в руководстве коллективом // Менеджмент сегодня. 2008. № 6. С. 324 - 337.
23. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность. Теория и практика. СПб.: СГУ, 2009. 456 с.
24. Исаченко, И.И. Основы самоменеджмента: Учебник / И.И. Исаченко. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2017. – 312 c.
25. Карамушка Л.М. Психология управления. К.: Миллениум, 2003. 332 с. 26.Коломинский Н., Панько Е. Диагностика педагогического
взаимодействия. Воронеж: МОДЭК, 2007. 80 с.
27. Коломинский Н.Л. Психология педагогического менеджмента. К.: МАУП, 1996. 298 с.
28. Лукашевич В.В. Климат для коллектива // Российская торговля. 2005. № 10. С. 59 - 61.
29. Макаренко А.С. Педагогические сочинения // Соч.: в 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 3. 512 с.
30. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 72 - 83.
31. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Академия, 2000. 192 с. 32.Молодчик, А. В. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание /
А.В. Молодчик, М.А. Молодчик. - М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 296 c.
33. Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. 2010. № 11. С. 87 - 88.
34. Одегов, Ю.Г. Мотивация персонала. Учебное пособие. Практические задания (практикум) / Ю.Г. Одегов. - М.: Альфа-пресс, 2016. - 182 c.
35. Орлова, Е. В. Мотивация персонала. Денежная и иная (проблемы документального оформления, учета, налогообложения) / Е.В. Орлова.
- М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2015. - 176 c.
36. Панфилова А.П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе, М.: Издательский центр «Академия», 2011. 240 с.
37. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Просвещение, 1998. 352 с.
38. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М.: Феникс, 2006. 344 с.
39. Петровский А., Шпалинский В. Социальная психология коллектива. СПб.: Речь, 2009. 544 с.
40. Реан А., Коломинский Н. Социальная педагогическая психология. М.: Просвещение, 2000. 412 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2011. 384 с.
42. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гуманит, 1998. 496 с.
43. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Академия, 1999. 429 с.
44. Румянцева Т.В. Педагогическая психология: метод. Указания. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 78 с.
45. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Академия 2000. 264 с. 46.Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. 480 с. 47.Советова Е.В. Кадровая работа в школе. М.: Феникс, 2006. 288 с.
48. Спивак В.А. Развивающее управление персоналом. СПб.: Нева, 2004. 448 с.
49. Стремякова И.Р. Моральная атмосфера управления: теоретико- методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1991. 342 с.
50. Чередниченко И., Тельных Н. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 608 с.
51. Шапиро, С. А. Мотивация: моногр. / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. - 224 c.
52. Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Академия, 1986. 248 с. 53.Щукина Е.Ф. Социально-психологический климат коллектива и его
влияние на повышение эффективности деятельности учреждения // Социальная работа. 2007. № 6. С. 31 – 34
Оцените статью
Сессия под ключ дистанционно
Добавить комментарий

Заявка на расчет